Super Happy Bossanova

Таня Мария Корреа Рейс принадлежит к тем, кто стал скорее музыкальным явлением, чем музыкантом. Мягкий, искрометный коктейль из ласковой и одновременно грубоватой боссановы, фанка, ритм-н-блюза, афро-бразильских взрывных ритмов и вплетенной во все это блистательной импровизации на фортепиано и безудержного ската (манеры джазового пения, когда певец подражает музыкальным инструментам), спокойно растворяет в себе границы стилей и сам становится стилем.

      Первый альбом Тани Марии вышел почти 40 лет назад. Она начала учиться игре на рояле по настоянию отца, который сам был музыкантом-любителем. Когда понадобилось выбирать профессию, поступила на факультет юриспруденции, но увлеклась боссановой и постепенно стала все чаще выступать в клубах Сан-Паоло и Рио-де-Жанейро. В 1974 Таня Мария уехала делать музыкальную карьеру в Париж. Там на ее манеру импровизации обратил внимание известный джазовый гитарист Чарли Берд (Charlie Byrd), который порекомендовал ее лейблу Concord Jazz.

 

      Барьер  между  певицей  и  публикой  на  концерте в клубе «Б1 Maximum»  разрушился, только когда Таня Мария исполнила и заставила самих зрителей спеть «Mas que nada», небезызвестную широкой аудитории благодаря группе «The Black-Eyed Peas». Правда, повторять ее оглушительный импрессионистский скат оказалось куда сложнее, чем незамысловатые припевы на португальском. Во время исполнения «Florzinha» и «Bom Bom Bom Tchi Tchi Tchi», одних из самых характерных (и характерных) песен Тани Марии с блистательного концертного альбома «Leave me a Blue Note», у сцены и на балконах стали спонтанно возникать танцующие пары.

 

     Таню  Марию  невозможно  оценить  в  полной  мере,  слушая  только  записи. На сцене немолодая темнокожая певица превращается в настоящий дух джаза. В тени рояля ее ноги в черных колготках и черных туфлях на крепких каблучках выглядят демонически тощими. Копна ее волос в свете софитов окрашивается то в ярко-зеленый, то в огненно-малиновый, то в желтый, то в лазурно-синий. Облаченная в длинный, свободный балахон и черную юбку, дива бразильского постмодернизма гладит и бьет клавиши рояля, смеется, гримасничает и заставляет искушенную публику петь и прыгать от восторга. Ведь многие, наверняка, хотели бы так же сесть за рояль и хоть на полчаса превратиться в Таню Марию.

 

Наталия Киеня