«Стоп Контрафакт»

Лето - время музыкальных фестивалей, массовых мероприятий и опен-эйров. Для тех, кто не уехал в разгаре летней жары за город, 13 июля на Васильевском спуске в Москве был проведен сборный концерт «Стоп-контрафакт», приуроченный к борьбе за интеллектуальную собственность. Также гранд-концерт поддержал саммит Большой Восьмерки, проходящий в настоящее время в Санкт-Петербурге. Ну а средства, вырученные от выступления, пошли в фонд борьбы с инфекционными заболеваниями. 

      Надо сказать, полезные для здоровья пешие прогулки в тот день также приветствовались: движение на большом Москворецком мосту и улицах Варварка, Ильинка и Москворецкая было полностью перекрыто. Несмотря на то, что сам опен-эйр не предполагал пафосного проведения и громкого успеха, он имеет все шансы стать одним из самых запоминающихся концертов на открытом воздухе в 2006 году. Прежде всего, стоит выделить сам подход к организации мероприятия «Стоп-контрафакт». С каждым годом Россия приближается к уровню европейских музыкальных фестивалей, что так популярны в столицах европейских стран на протяжении всего лета. Прямой противоположностью гранд-концерта «Стоп-контрафакт» является уже традиционный «Максидром» в с/к «Олимпийский». Разросшееся до формата «Rasmus» и «The Cardigans» детище радио Максимум громко объявивило себя «международным фестивалем» и выбросило в театральные кассы города билеты по две тысячи рублей. Те же самые исполнители были представлены в рамках «Стоп-контрафакт» месяц назад, в Санкт-Петербурге, выступающие абсолютно безвозмездно на Дворцовой площади. В Москве на Васильевском спуске был собран довольно интересный музыкальный состав. На двух сценах в режиме нон-стоп выступали отечественные и зарубежные исполнители, популярные и не очень: молодые команды «Санкт-Петербург» и «Бойкот», ветераны сцены группы «Чайф» и «Земляне». В концерте также приняли участие «Мумий Тролль»,  «Ума Турман», «Братья Грим», «Токио». В качестве иностранной «тяжелой артиллерии» выступили Кен Хенсли из Uriah Heep, британский романтик Крейг Дэвид, американский репер Ja Rule, его соотечественница Кристина Милиан, сладкоголосая Лиз МакЛернон - бывшая участница популярного английского трио Atomic Kitten, новоиспеченные победители Евровидения финны Lordi - и всеми ожидаемые Scorpions. Что порадовало - вход на концерт был, само собой, свободным, ведь проходил не в душном с/к «Олимпийский», а на открытом воздухе в одном из самых достопримечательных мест столицы. Так что о том, какие музыкальные мероприятия являются «международными», можно еще поспорить. Не в пользу «Максидрома».


      Выступление   начали   группа   «Токио»,   которые  являлись  довольно   неплохим  разогревом   для последующих исполнителей. Исполнив свой хит «Кто я без тебя», они передали эстафету «Братьям Грим», которые представили четыре песни уже на малой сцене, располагающейся чуть правее основной. Вообще, ход с двумя площадками – очень продуманное решение – время между выступающими сводится к минимуму и не дает собравшейся публике скучать в ожидании следующей группы. Кен Хенсли играл то на синтезаторе, то на акустической гитаре и пел старые песни, ослепительно улыбаясь в телекамеры. «Земляне» ушли недалеко от своего предшественника – они также исполнили проверенные временем композиции, среди которых была, разумеется, и «Земля в иллюминаторе».


     Два брата,  «отчаянные романтики» Крестовские, могут в принципе вызывать только положительные эмоции - чем активно и занимались на протяжении своих трёх песен: хрестоматийной «Умы Турман», «Кино» и «песни про человека, который очень много ел» («Эй, толстый!») - в которой легко узнавалась «Can’t Touch This» MС Hammer
   

     Группы «Санкт-Петербург» и «Бойкот», видимо, не привыкшие к большим площадкам, представляли свои выступления по-разному. Участники коллектива «Санкт-Петербург», воображающие себя не иначе как Аксели Роузы, возвращали собравшихся в сумасшедшие 90-е. Солист носился по сцене со скоростью света, пафосно кидал микрофонную стойку об пол сцены и чуть ли не облизывал электрогитару своего коллеги. «Бойкот» был более скромен. Исполнив от силы одну песню, содержащую известную по рекламным роликам строчку «I've Got the Power!!» из культовой композиции репера SNAP, весьма развеселили британских девушек, которые, готовясь к своему выступлению, пританцовывали и подпевали знакомые им строки.
  

       Лиз МакЛернон, экс-участница популярной английской группы Atomic Kitten, очаровала Васильевский спуск своим естественным женским обаянием. Пока Лиз махала рукой зрителям, стоящим в самых последних рядах, публика с трудом вспоминала, а чем же было известно девичье трио. Вскоре сама певица всем это напомнила, исполнив хиты Atomic Kitten – «Whole again» и «The Tide is High». Кроме того, девушка спела также пару песен из своего сольного репертуара, который, впрочем, мало чем отличается по стилистике от композиций группы. Провожали мисс МакЛернон аплодисментами и восхищенными взглядами – увидеть в центре Москвы красивую англичанку, мужественно поющую на тридцатиградусной жаре, является большой редкостью. 
  

   Американские гости представляли самый ходовой товар в штатах – r'n'b и хип-хоп. Ja Rule в сопровождении пары чернокожих парней исполнял что-то невразумительное, состоящее, в основном, из звуков «Yo!», «Ah!» и «c'mon».  Реперу пришлось нелегко – ведь обычно свои самые популярные хиты он исполняет в дуэтах: например, с Дженнифер Лопез, Ашанти и Келис. Выступление не обошлось без хита Livin’ It Up и микса на знаменитую I’m Real, – J. Lo. Довольно странно, что Кристина Милиан и Ja Rule не появились на сцене вместе, ведь в их репертуаре имеется целых три полноценных дуэта. Зато Миллиан выходит из тени той же J. Lo., для которой раньше писала песни, и на Васильевском спуске представила три свои самые известные сольные композиции. Для любителей r'n'b выступление Кристины Миллиан стало настоящим подарком.
  

      Про вскоре появившегося на малой сцене Мумий Тролля можно сказать, что он - воистину человек без возраста. За много лет Илья Лагутенко не сильно изменился. Тот же весьма странный пафос, те же голубые глаза, та же «фирменная» мимика – да и песни, в общем, те же: «Маньяк» снова восстал из небытия, чтобы по-вампирски завыть вместе со зрителями «Ууууууууутекааай!». Несмотря на то, что хедлайнерами концерта были легендарные Scorpions, группа Чайф получила наибольшее количество аплодисментов публики, включив в своё двадцатиминутное выступление «Ой-йо», ставшую, в определённом смысле, гимном летних опен-эйров. Ну а на песне «Оранжевое настроение» состарившиеся, но ничуть не утратившие харизмы рокеры, заставили несколько тысяч человек поднимать руки в такт, чем и заслужили овации и всеобщее одобрение.
  

   Британский певец Крейг Дэвид удивил присутствующих не только потрясающими внешними и вокальными данными, но весьма трогательным выступлением. Как известно, именно Дэвид был одним из первооткрывателей популярного на сломе веков музыкального стиля под названием «английский 2-step garage». Его знаменитые хиты «Fill Me In», «7 days» и «Walking Away» стали знаковыми для новой волны в британской поп-культуре. Нетрудно догадаться, что музыка для подобных песен писалась на компьютере, либо синтезаторе, а голосу певца тщательно придавались экспериментальные оттенки. Выступление на Васильевском спуске поразило многих, кто находится в теме.  Крейг Дэвид исполнил все свои композиции под аккомпанемент акустической гитары, доказав, что даже электронная поп-музыка всегда приемлема в unplugged. Особо прекрасно прозвучала «Fill Me In», которая когда-то стала успешным стартом музыкальной карьеры певца. Под звуки гитары Крейг не только полностью спел песню, но и начитал речитатив, который не входит в привычную студийную версию. Причем, реповую вставку он исполнял не грубо – матерясь и плюя слюной, как это нынче принято, а нежно, лирично и осмыслено.


     Кому и бороться-то с пиратами, как не устрашающим упырям из Lordi? Правда, и у монстров бывают неприятности – в середине первой песни возникли проблемы со звуком – но смущения на жутких масках заметно не было, а посему они, не моргнув глазом (читай: не махнув хвостом) – начали заново и доставили удовольствие не только рядовым слушателям, но и британской певице Лиз МакЛернон и её бэк-вокалисткам, которые тут же кинулись подбирать их медиаторы. Разумеется, прозвучала и знаменитая «Hard Rock Hallelujah», что буквально трясла Красную Площадь.
  

   Выступление Scorpions, завершившее несколькочасовой опен-эйр, можно было даже назвать мини-концертом. Участники группы, довольно часто бывающие в столице, чувствовали себя на Васильевском спуске как дома – тем более что самые стойкие зрители, дождавшиеся завершения «Стоп-Контрафакта», хлопали им с не меньшим энтузиазмом и энергией, чем ранее звучавшим «своим» звёздам.
  

     Подводя  итог,  можно  долго рассуждать, помогают ли подобные мероприятия изменить отношение к пиратской продукции. Факт остается фактом – бесплатные опен-эйры, проходящие по аналогу европейских музыкальных фестивалей, безусловно, нужны. И дело даже не в том, что на них можно впервые узнать о существовании новых команд, открыть для себя электронного исполнителя как акустического, или полюбоваться молодой британской  певицей. Дело в другом, – организаторы, занимающиеся подобными мероприятиями и привозящие в Россию зарубежных исполнителей, растаптывают древние стереотипы о водке, шубах и икре. И со сцены приезжие звезды видят улыбающихся и хлопающих людей. Людей, которые приходят на концерты ради музыки и тех эмоций, которые они здесь получают. А уж выбирать, какой товар им покупать – лицензионный или пиратский – личное дело каждого.
 

 

Виктор Ян Прокофьев, Екатерина Калинина