Рано утром 22 июля, уминая ногами все самое необходимое в рюкзак, я ругала родную страну за бескрайние просторы и вспоминала, точно ли была в адекватном состоянии в момент выбора профессии журналиста. Я собиралась на рок-фестиваль «Эммаус 2006» с жизнеутверждающим девизом «Место встречи изменить нельзя».
Поселок Эммаус в Тверской области в умах среднестатистических любителей живой музыки прочно ассоциируется с «Нашествием», так как этот фестиваль дважды проходил на тверской травке. И ассоциацию эту никаким ударным пиаром из умов так просто не выбьешь. Тем более, что организаторы не особо старались, рекламы было катастрофически мало, и это был один из явных просчетов организаторов. Народу на фестивале было, по меткому замечанию одного из слушателей, «как на школьной дискотеке». Самое поразительное – не было очередей и давки на столах досмотра, что само по себе явление почти фантастическое. Даже к сценам можно было добраться не то что без переломов конечностей, но даже и без активной работы локтями. Прямо-таки тишь да благодать. Хотя организаторы официально заявили, что на фестиваль в общей сложности приехало около тридцати тысяч человек. Поверим на слово.
Среди отличительных особенностей фестиваля организаторы называли независимость от пивных брендов и форматов радиостанций (мягко проехавшись по своим конкурентам – московским «Крыльям» и «Нашествию», которое в этом году сменило тверское солнце на рязанское). Но независимость – понятие крайне относительное, рекламные щиты пива «Пит» едва ли по площади не превышали логотип самого фестиваля на главной сцене. И еще – музыкантам платили гонорары, эта практика новая в российском фестивальном движении. Об организации, конечно, можно говорить еще очень долго. Но перейдем все же к музыкальной составляющей.
Ни один уважающий себя фестиваль не унизит в наши дни себя наличием только одной сцены. На полигоне в тверской области были обнаружены сцены в количестве аж двух штук, под кодовыми названиями «Главная» и «Неформат». Только вот за рамки какого формата выбивались музыканты, в первый день игравшие на второй сцене альтернативу, а во второй - hard&heavy и разные от него производные, так и осталось загадкой. Ну а главная сцена радовала зрителей стандартным набором рок-феста – "Чайф", "Сплин", "Агата Кристи", "Пилот", "Наив", "Чиж и Со", "Ночные Снайперы", "Сурганова и Оркестр", не обошлось и без «Алисы» во главе с Константином Кинчевым, а на десерт, то есть на закрытие фестиваля, пожаловал Сергей Шнуров и «Ленинград» (так и хочется добавить – в сопровождении ОМОНа).
В перерывах между вышеназванными любимцами рок-общественности на сцену выходили, как принято называть, молодые коллективы – "NOVA", "Znaki", "Ранетки", "Р@машки". Также в ряды главнокомандующих парадом затесались динозавры из «Круиза», Андрей Ковалев и группа «Пилигрим» (от одного прочтения пресс-релиза этой группы наворачиваются слезы), Вадим Курылев и «Электрические партизаны». Видимо, организаторы при выборе музыкантов опирались на народные мудрости: «Я его слепила из того, что было…» и «С миру по нитке…». Описывать выступления каждой из групп по отдельности на мой взгляд не имеет смысла. Все старательно исполняли свои лучшие хиты и песни, находящиеся в ротации радиостанций. Никаких премьер, никаких сюрпризов, никаких экспериментов. Даже на светомузыке и зрелищности, казалось, решили сэкономить. Видать, все деньги ушли на выплату гонораров.
Самым ярким выступлением можно считать выступление группы «Пилот» в первый день фестиваля, которое в конечном итоге обернулось скандалом. Скандалом, где не было ни правых, ни виноватых – лидер группы Илья Черт мягко сказать, «посетовал» со сцены на недостатки организации и плохую осведомленность стражей правопорядка о своей скромной персоне (особо запомнился эпитет «козлы в погонах»). И подкрепил слово делом – посвятил блюстителям порядка две песни – «Терроризм» и «Королевство шлюх», во время исполнения которых устроил настоящий театр одного актера. Но извиняться после выступления Илье Черту все равно пришлось.
Музыканты дружно жаловались на плохое качество звука и так же дружно хвалили энергетику фестиваля. После выступления каждая группа шла на пресс-конференцию, где музыканты мило улыбались, сидя за микрофонами, и рассказывали о своих впечатлениях от фестиваля. Некоторые из музыкантов даже попытались припомнить школьные годы и оценить себя по пятибалльной шкале: сплошь четверки да пятерки. Учились бы так в школе - медалей бы на всех не хватило. А журналисты в свою очередь, часто предпочитали отмалчиваться.
А теперь мысленно перейдем на вторую сцену, в первый день которую именовали «альтернативной», а во второй – просто «тяжелой». Вот здесь и делались самые настоящие открытия. Здесь в основном выступали те группы, которые в течение года можно услышать только в клубах. Но среди малоизвестных альтернативных и панк-групп непонятным образом оказались «Тараканы», «Amatory», «Элизиум» - группы, возглавляющие внушительные армии фанатов.
Слушатели подходили к сцене из интереса и оставались надолго. Наиболее ярким и запоминающимся получился сет питерской группы «Тролль Гнет Ель» - набирающий обороты популярности тяжелый фолк, замешанный на скандинавской мифологии. Прибавить к этому харизматичного фронтмэна Костю Тролля – и толпа радостно водит хороводы и танцует, забыв, что на главной сцене уже настроил свою гитару Александр Васильев с группой «Сплин». Народу, уставшему от заезженных хитов, хотелось чего-то нового, и он это получил. Все остались довольны. Ну и нельзя завершить рассказ о второй сцене «Эммауса», не упомянув небожителей отечественной тяжелой сцены. Сначала к микрофону пожаловал Игорь Куприянов, легендарный гитарист группы «Черный Кофе», выступающий теперь в рамках своего сольного проекта. Выше головы, как известно, все равно не прыгнешь. Но выступление в целом получилось неплохое, хотя и не претендующее на оригинальность.
И под занавес второго дня на «неформатной» сцене выступили Сергей Маврин сотоварищи и Catharsis. Группа Сергея Маврина выступала в тверской области уже в третий раз, но в этом году на сцену вышел новый вокалист – Андрей Лефлер. И все возложенные на выступление надежды были оправданы, хотя и прошло оно по накатанной схеме – убойные хиты плюс пара ярких песен с последнего альбома. Ну а Catharsis со своим почти часовым выступлением поставил жирную неформатную точку.
Организаторы активно красят траву в зеленый цвет, говорят, что фестиваль прошел успешно, кидают свои сети в регионы и грозятся сделать «Эммаус» международным. И по умолчанию ежегодным. А ушлые журналисты пытаются посчитать убытки. Но общее восприятие фестиваля во многом зависит от первоначальных ожиданий. Те, кто просто хотел поваляться на травке, попить пива и послушать музыку (ну не устраивает многих тухнуть дома в лесо-парковой зоне) - уехали вполне довольные жизнью. А вот знатоки тонких извращений, ожидавшие чего-то нового и выгодно отличающегося от уже имеющегося в наличии (многочисленные клубные концерты и пара крупных open-air’ов схожего формата), были явно разочарованы – по музыкальному наполнению фестиваль намного отстал от своих предшественников. И добавить, в принципе, больше нечего.
Наташа Кириллова