Скрипичных дел мастер

Время стабильности, покоя и строгих форм безвозвратно ушло. Его сменил этап немыслимых экспериментов,  смешения стилей, необычных сочетаний и вообще всего экстравагантного. Это касается практически всех сторон жизни, в том числе и музыки. Джаз на фаготе, джаз на губной гармошке, джаз на балалайке – как только не изощряются музыканты в поисках чего-то нового. 9 марта Москва услышала джаз в скрипичном исполнении. Известная в музыкальном мире скрипачка Регина Картер посетила первопрестольную вместе со своим квинтетом и певицей Карлой Кук.

 

Регина Картер – явление на джазовом Олимпе не совсем обычное, по правде говоря, даже совсем необычное. Она получила классическое музыкальное образование, закончила оклендский университет и получила почетную докторскую степень как музыкант академический. Классика действительно ей покоряется с полувзмаха смычка. Но сердце не обманешь. А оно-то и играет первую скрипку в ансамбле. И принадлежит оно джазу. Слушая исполнение Регины Картер, убеждаешься, что скрипка джазовая шагает в ногу со своей академической сестрой, и хотя последняя намного старше, первая ни в чем ей не уступает.

Любовь к джазовой музыке передалась Регине от матери, Грейс Картер. Ей посвящен последний, шестой по счету альбом “I’ll Be Seeing You: a Sentimental Journey”, с которым Картер выступила в Москве. В нем собраны мелодии 20-х – 40-х годов – эпохи свит-джаза и свинга – горячо любимые Грейс Картер и столь эффектно прозвучавшие в Большом зале Дома музыки.

 

Большой зал, безусловно, предназначен для концертов не камерных. А вот Регине Картер удалось сделать свое выступление именно камерным. В чем секрет? Джаз – музыка клубная и даже на большой сцене должна таковой оставаться. Иначе это будет уже не джаз. Регина следует этому правилу неукоснительно, причем следует ему скорее внутренним чутьем, нежели формально. И где бы она ни выступала, перед многотысячной аудиторией в Линкольн-центре или в душном прокуренном клубе, впечатление всегда остается неизменным: ты один на один с музыкой. Какая бы мелодия ни звучала – «Saint-Luis Blues», «Orfeo Negro», «You Took Advantage of Me» или «Танец Анитры» из оперы «Пер Гюнт» в джазовой обработке – она звучит только для тебя.  

 

Регину Картер можно смело назвать Профессионалом с большой буквы. А профессионал – это не только тот, кто блестяще играет, а тот, кто главную роль уступает музыке, позволяет ей лидировать. Регина играет, но сама словно остается за кадром. Она как тот самый мастер, который дает своему творению пожить самостоятельной жизнью, как поэт, которого не видно за его стихами. Кажется, что скрипка поет сама. И, как бриллиант, помещенный в достойную оправу, обрамляется звучанием кларнета, фортепиано, контрабаса и ударных.

 

Регина Картер с огромным уважением относится к своему коллективу, и это чувствуется в каждой фразе, в каждом жесте. Когда кто-нибудь из музыкантов исполняет соло, она в прямом и переносном смысле уступает ему сцену и зал, не боясь при этом оказаться в тени или раствориться на чьем-то фоне. Каждый музыкант – мастер, знающий свою роль и свое место; все вместе – образцовый джазовый квинтет.

 

Вместе с Региной Картер в Москву приехала одна из лучших на сегодняшний день джазовых певиц Карла Кук. Мисс Кук – школьная подруга Регины, однако их творческие пути пересеклись совсем недавно: первый совместный концерт состоялся в апреле 2005 года. С тех пор они гастролируют вместе, неизменно собирая полные залы и вызывая восторженные отклики критиков. Карла Кук московской публике уже знакома: не так давно она выступала в Le Clubе Игоря Бутмана. Поклонники джаза всегда ждут приезда таких исполнителей, и не потому что критика записала их в разряд звезд, а потому что фраза «Европа не знает, что такое настоящий джаз», к сожалению, имеет под собой почву. В Старом свете прижилась форма, но не прижилась суть. В итоге получился и джаз и не джаз. Эту музыку намного проще узнать, чем описать словами; для нее не существует никаких догм или стандартов, ведь джаз – это прежде всего импровизация. Манера исполнителей из Нового света, в том числе и Карлы Кук, такова, что с первых нот можно с уверенностью и однозначно сказать: «Я слушаю джаз», в его классическом музыкальном воплощении. Карла Кук – мастер импровизации – изящной, легкой, изощренной и в то же время изысканной. За это бесценное умение, которому невозможно научиться, ее удостоили премии «Лучший джазовый вокал» и номинировали на «Грэмми».

 

…московская встреча школьных подруг добавила красок в наши джазовые будни. Концерт квинто-дуэта Регины Картер и Карлы Кук стал еще одной бусинкой в ожерелье столичной культурной жизни. Недаром одну признали лучшей джазовой вокалисткой современности, а другую удостоили чести играть на скрипке работы Гварнери – инструменте Никколо Паганини. Их мастерство оценили и знатоки и любители, которые провожали музыкантов со сцены теплыми и искренними аплодисментами.

 

 

Автор: Ольга Калмыкова