Сегодня я ни о чем новом писать не стану. Да и зачем вообще всегда писать о чем-то новом? Даже Андрей Горохов в своей «Дыре, прикрытой глянцем» упомянул о странности такого формата: когда люди старательно пишут лишь о чем-то свежем и новом, при этом игнорируя какой-нибудь бриллиант икс-годичной давности, недавно найденный в глубинках музыкальных архивов – это подозрительно. Рецензенты и музыкальные критики, ведь не призваны заниматься маркетингом звукозаписывающих компаний и новых пластинок, в частности. Главная задача – находить и писать о том, что имеет вкус и цвет, что заслуживает внимания.
В прошедшем году тусклым огоньком на Type records засветился первый полноформатный альбом шведской банды Sickoakes. Наверное, странно, почему не ярким или ослепительным огнем, а так - весьма невзрачно и скромно? Ответ прост: такие релизы, как этот, не сверкают, не бросаются в глаза, о них не пишут на первых полосах NME – они незаметно появляются и также незаметно исчезают всем своим тиражом, попадая в руки ярых ценителей и эстетов.
Альбом «Seawards» – инструментальный после-рок, в котором главную роль исполняет тоскующая по безбрежным морям гитара, а все остальное, вроде звенящих ксилофонов и постукивающих барабанов, медленно и лениво догоняет общий ориентир. Есть море, и мы в этот звучащий час выступаем так, как и задумано в названии пластинки - «направленными к морю». Вся медленность и ленивость – это просто солнечные отблески омывающих берег волн, просто морское судно, по инерции движимое течением. Вся медленность и ленивость – это затяжные музыкальные композиции, которые заканчивают свою игру ровно также утомленно, устало, как и вступают в ее начале в такт.
Альбом «Seawards» – это самый обычный в своем роде после-рок. Это десятиминутные импровизации: гитара, барабан, немного шума. Чтобы прочувствовать красоту, нужно углубиться с головой и сознанием в унылую атмосферу и суметь понять задумку. Чтобы окунуться в звуковую фантазию, нужно, слушая «Oceans On Hold» представить огромный океан, внезапно застывший, вошедший в ступор, и мысленно взобраться по высокой, почти что бесконечной лестнице, на самую ее вершину, подчиняясь звукам «Taking the Stairs Instead of the Elevator». Иначе – вы не почувствуете общего вкуса, не говоря уже о множестве привкусов, имеющих место быть.
Когда пишут о музыке без вокала, речь идет, скорее, о настроении, чем о каком-либо сюжете. Когда же слушаешь работу вроде «Seawards», уходя в ее идейность и глубины задумки, начинает казаться, что музыка без вокала, без слов может быть куда более глубокой и осмысленной, нежели со словами и четким сюжетом. Инструментальная музыка - все равно что книга в сравнении с кинофильмом – здесь каждому даётся право представить что-то исключительно свое и интимное, сосредоточив воедино собственную фантазию и поток чужого творчества.
Андрей Морозов