Пилот – «Ч/б». Не хочется употреблять слово «эпигонство», хотя именно так подобные вещи и называются.

«Простейший элемент мира называется событием», - говорит вкрадчивый голос в конце одной из песен группы «Пилот». Для отечественного музыкального мира выход нового альбома этой группы, безусловно, стал значительным событием. Не только и не столько потому, что на российском рок-фронте в последнее время затишье, сколько из-за того, что предыдущий альбом Илья Черта сотоварищи «Рыба, крот и свинья» вышел еще  в конце 2004-го, особого энтузиазма ни у поклонников, ни у критиков не вызвал, и от нового релиза под названием «Ч/б» все ждали чего-то если не сверхъестественного, то ,как минимум, выдающегося.

     Новая пластинка группы «Пилот» начинается с одноименной песни. И с первых же аккордов – да что там, сразу со вступления! – возникает четкое ощущение, что это не группа «Пилот», а группа «Кино». Абсолютно та же ритмичная музыка с четкой мелодией, похожее гитарное звучание, такие же простые и цепляющие стихи о вечном. В это трудно поверить, но у Черта даже голос изменился, стал более низким и глухим. Песни «Сегодняшним днем, «Молитва» оставляют точно такое же впечатление, даже звук отдаёт эхом в лучших традициях 80-х. Одним словом, участие в концерте «Кинопробы» с такими песнями «Пилоту» было бы обеспечено и безо всяких кавер-версий, за стилизацию – твердая пятерка.

 

     Самое печальное – то,  что  песни,  явно записанные по мотивам группы «Кино», слушаются гораздо лучше, чем немногие другие на пластинке. Остальные композиции на альбоме оставляют совсем уж гнетущее впечатление. Спокойные, простые, ничем не цепляющие, они проходят незаметно и больше напоминают о сольнике Черта «Детство», нежели о предыдущих альбомах «Пилота». Известно, что Илья Черт серьезно увлекается философией и ,так или иначе, выражает ее во всех своих альбомах. Но идея красной нитью провести через весь альбом туманные фразы о теории относительности и пространственно-временной модели мира кажутся либо неумелым клоном старой «Сказки о прыгуне и скользящем», либо просто неудачной попыткой замаскировать отсутствие качественного звукового материала.

 

     И ладно бы такой альбом записала одна из многочисленных и ничем не выдающихся «околоцоевских» групп. Но это сделал Илья Черт – человек, безусловно, глубокий и небесталанный, которому есть что предложить в творческом смысле. Во всяком случае, искорка надежды на это еще теплилась даже после выхода предыдущего альбома, но выпуском «Ч/б» Черт, похоже, окончательно её погасил. В чем дело - затянувшийся творческий кризис? или Чёрт просто исписался?

 

     Большинство  поклонников  «Пилота»  ругают «Ч/б» именно  за похожесть на «Кино», но у автора этих строк при прослушивании создалось впечатление, что это – единственное, чем пластинка вообще может заинтересовать. Не хочется употреблять слово «эпигонство», хотя именно так подобные вещи и называются. Не хочется думать, что за пятнадцать с лишним лет в русской музыке так и не придумали ничего более проникновенного, чем ритмичный гитарный рок с ярко выраженной мелодией, но после прослушивания этого альбома сам собой рождается вывод, что так оно и есть.

 

Суворова Наталья