Идея возвращения русского народа к своим культурным традициям приобретает в последнее время все больший размах. Началось это ещё в 2005 году, когда известные мировые дизайнеры для создания своих коллекций вдохновились русскими мотивами. Так во всем мире начался новый виток моды на Россию.
Наша страна на пике такого повального славянизма не устает подливать масла в огонь и всячески пиарит свой фольклор не только за рубежом, но и у себя дома. Конечно, существовали раньше и русские народные ансамбли, и Гжель с Палехом, и шапки-ушанки носили, и чай из самоваров пили, да только было это скорее исключением, чем правилом. Не то что сегодня, когда эти тенденции принимают поистине национальные масштабы. Нам теперь впору брать пример с американцев с их обожаемым флагом и делать из наших народных узоров настоящий брэнд. Например, разукрашивать все вещи под хохлому…
Обратимся к музыке. Что сегодня слушают школьники? Рок, рэп, попсу. Молодежь постарше ищет для себя более сложную музыку и обычно находит искомое в синтезе жанров, творчестве малоизвестных групп, музыкальных экспериментах. Но в большинстве своём её взор обращён на запад, и даже то, что делают наши музыканты, так или иначе скопировано с западных образцов. Популярность русского фольклора среди широких масс молодёжи колеблется где-то около нуля и ограничивается обычно распеванием «Ой, мороз, мороз...» в состоянии сильного подпития. А всё почему? Потому что знаем мы только «Калинку-малинку» и «Во поле береза стояла». Какая уж там популярность жанра?
Для того, чтобы доказать, что русские народные мотивы не только могут, но и должны иметь место на большой сцене, некоммерческий фонд «Этносфера» уже четвертый год организует фестивали «Этносфера. Русские сессии», целью которых является сохранение и развитие русской традиции в новых формах современной музыки. Организаторы всеми силами стараются привлечь внимание профессиональных музыкантов и общественности (в первую очередь, конечно, молодёжи) к этой проблеме. Совершенно ясно, что в оригинальном исполнении русская народная песня популярной сегодня не будет, ее время давным-давно прошло. Однако можно попытаться вывести её на качественно новый уровень, отреставрировать и придать современное звучание. И вот такой продукт уже вполне может завоевать сердца россиян. С подобной музыкой и знакомит публику художественный руководитель и автор идеи проекта Сергей Филатов. В рамках концертной программы «Новое дыхание традиций» он объединил самых известных фолк-музыкантов: Сергея Старостина, Инну Желанную, Виталия Кись, Сергея Клевенского, Таисию и Ольгу Краснопевцевых, ансамбли «Сирин», «Груня», «Белый Острог» и многих других. Премьера этой программы состоялась 22 октября в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля «Джаз - России 2006». А 27-го января с ней могли познакомиться и москвичи. В контексте многочисленных этнических фестивалей как малых, так и больших масштабов (вспомним «Ethnoland», «Саянское кольцо», «Этну» и пр.) главным музыкальным событием года «Этносферу» назвать нельзя, но она явно претендует на премию за вклад в русскую культуру и музыкальное образование молодёжи. Причём премия эта – самая важная, потому что цель проекта поистине велика и благородна.
Но по задумке организаторов, фестивали должны повлиять не только на слушателя, но и дать толчок к развитию самих музыкантов. Это должна быть «естественная эволюция», а не «бездумное внедрение «национального колорита» в откровенно коммерческие стили» – гласит пресс-релиз «Этносферы». С этой целью записываются и издаются выступления участников фестиваля, а получившиеся CD и DVD распространяются, в основном, среди самих музыкантов и их учеников. Также организуются так называемые «сессии» – курсы повышения квалификации, обмена опытом, проводимые в непринужденной обстановке.
После проведенного в театре им. В. Назарова гала-концерта «Новое дыхание традиций» зрители вполне могли убедиться в успешности начинаний «Этносферы». Каждая композиция воспринималась на ура не только взрослыми, но и детьми. Бурные аплодисменты сорвали балалаечник Алексей Архиповский, поразивший зал своими удивительными импровизациями, дуэт «Белый острог» и, конечно, маленький сынишка Виталия Кись, который так умело подыгрывал папе на там-тамчике.
Этот концерт показал, что такие фестивали действительно нужны. Они есть, но их немного, с каждым годом их число растёт, но этого по-прежнему не хватает. Полный концертный зал где-то на окраине Москвы, в Олимпийской деревне – тому красноречивое доказательство. Всё это неотъемлемая часть процесса формирования нового течения в современной русской музыке. И получается, что мы не только приобретаем новое, но и возрождаем старое, так сказать, даем старинным традициям новое дыхание.
Ангелина Игнатова