Past perfect continuous или просто Шу Шу

Если попытаться одним словом резюмировать впечатления от московского концерт Xiu Xiu, то несомненно надо воскликнуть «перфект!». Инди-рок американского происхождения в своем лучшем проявлении на сцене клуба Б2.  Разве это не самый лучший подарок для российского меломана? Итак, что же такое Xiu Xiu?

     Xiu  Xiu  это  полифония.  Xiu  Xiu  -  это  когда барабанщик начинает выдавать вполне конкретные этнические ритмы, перенося слушателя в далекую Индию, Армению и Эфиопию, но неожиданно раздаются свистки и звуки птиц, заданная ритмика сбивается пронзительным криком и происходит некая ломка в линейности структуры композиции. Песня мгновенно дает многочисленные поводы идентифицировать ее в пост-рок традиции, среди этих примет как шаманские причитания Джеми Стюарта, плавно возрастающие в отчаянные крики, так и атмосферные клавиши Кэрали МакЭлрой, погружающие в иной, экзотический мир звуков. Музыканты используют как вполне традиционные инструменты -  гитары, разнообразные ударные устройства, синтезаторы, так и совершенно неожиданные. В руках Кэрали можно было увидеть детское пианино, свистки, флейту и многие другие причудливые штукенции, производившие почти магические сочетания звуков.


    Последний раз Xiu Xiu выступали в Москве пять лет назад, в период, когда постмодернистская манера цитации и отсылок к разным культурным пластам и традициям в искусстве достигла своего пика. Тогда группу воспринимали как некий трансформер из передового запада. В те самые годы возникло множество команд – последователей Xiu Xiu. Экзотические инструменты стали стилеобразующей основой и так называемой «фишкой» почти для всех слоев музыкальной платформы. Но эта бесконечная музыкальная «возможность острова» и попытки эксплуатации инородных элементов оказались тщетными. Дудук и дхол в типологизированных треках попсовиков быстро забылись, попытки русрока расширить границы с помощью буддизма и всяческого восточного вкрапления окончательно растворили границы этой ниши, а Xiu Xiu остались.


     Постоянно отсылая к иным культурным и жанровым направлениям, переходя от детского инструмента к серьезной этнике,  песни Xiu Xiu не теряют свою целостность и непрерывность. Xiu Xiu играют музыку, которая находит свои корни в прошлом, создает новое в настоящем и делает акценты для будущего. Спустя пять лет на концерт группы пришли люди, которым важен не просто статус и присутствие «другого», модного, сумасшедшего, декадентского. Пришли те, кто умеет слушать и выслушивать тот лиризм, который нужно находить с помощью мыслительного процесса, оставляя любые штампы и клише касательно необычности, волшебства и экзотичности. Кто-то после концерта произнес «шушутроники». Может быть, это и есть доказательство того, что постоянные перемены во временных границах и иерархиях музыкального мира никак не смогли пошатнуть то место, которое так прочно заняли Xiu Xiu.


    Каждая песня представляется отдельным целостным  и  завершенным  полотном.  Иногда музыканты настраивались дольше, чем звучали сами треки, что подтверждает их перфекционизм в плане звука. С другой стороны это знак и показатель того, что каждый отдельный трек есть серьезная, глубоко продуманная комбинация. Концерт длился ровно час. После долгожданного Boy Soprano музыканты сыграли завершающую  песню и удалились со сцены. И то, что публика настойчиво просила группу выйти на бис,  и то, что на сцену вернулся только Джеми Стюарт,  явно испытывая неудобство и изумление,  – все это показатель избалованности публики. На московских площадках очень редко появляются такие коллективы, максимально сконцентрированные на звуках и звучании своих произведений, не обращающихся к эстрадным приемам диалогов и выходов в зал. И истинно музыкальный перфекционизм Xiu Xiuоказался чем-то необычным и завораживающим.

 

Тигран Амирян