О легендарной группе Paradise Lost из Йоркшира принято говорить в прошедшем времени. К тому же с легким оттенком досады. Мол, был когда-то мощный коллектив да весь вышел. Всему виной бесконечные смены стилей и направлений, в которых работала группа.
За свою многолетнюю карьеру Ник Холмс и сотоварищи испробовали массу вариантов и способов, пытаясь удивить, или скорее даже ошеломить своих фэнов. Скажем честно, не всегда это шло на пользу коллективу. Начали они с пещерного doom-death metal, и двигались дальше через великолепный gothic-doom к странноватому и весьма неудобоваримому sinthy-rock-у. В свете всех этих метаморфоз, группа приобрела реноме вечной надежды металлического сообщества на возвращение к стилю, благодаря которому она полюбилась своей аудитории.
Критической точки кипения своих фэнов они достигли с выходом крайне недружелюбно принятого релиза «Нost» 99-го года прошлого века. Начиная с более раннего альбома 97-го года «One second» Paradise Lost стали двигаться в сторону самого натурального синти - попа. Нет, никто не говорит, что группа должна до скончания века месить угрюмый дум метал, как это делают, к примеру, до сих пор My dying bride. Дело тут совершенно не в стагнации. Просто есть группы, которым «идут» перемены, а есть которым они совершенно не «идут». Тем более такие кардинальные.
Вот вам классический пример группы, которой перемены явно «к лицу». Это всем известные King Crimson. В каком бы стиле группа не стала играть, их новый альбом всегда будет принят фэнами «на ура». Просто все знают,- какие бы разительные изменения не сотрясали репертуар этих «шизофреников 21-го века», основным костяком их музыки останется атональная гитара Фриппа, причудливая возня с безумными размерами и непрерывная смена музыкального рисунка - от авангардного хаоса к практически попсовым номерам. И все ждут, что же в очередной раз наваяют эти безумные мужики.
С Paradise Lost ситуация совершенно иная. Изначально, работая в жанре gothic-doom metal эти люди настолько четко, органично и красиво вписались в русло этого жанра, что стали в какой-то мере его эталоном. «Gothic», «Shades of god», «Icon», «Draconian times»-все их самые лучшие альбомы настолько сильны и исчерпывающи в своей жанровой самодостаточности, что и не нужно было придумывать какие либо лихие повороты. Играют же Rolling Stones одно и то же всю свою жизнь - и ничего,- мультимиллиардеры. Не нужны были группе эти жанровые скачки, они привели к тому, что годами наработанная аудитория, состоящая из металлистов, готов, да и просто любителей брутальной и печальной музыки просто отвернулась от них. А всего-навсего требовался небольшой апгрейд в виде новых технологических вливаний. Но с другой стороны, если вспомнить, что к концу прошлого века огромное количество металлических групп «заболело» сэмплами, то начнёшь понимать причину произошедшего. Не миновала чаша сия и наших друзей –группу Paradise Lost. И, кстати, особых лавров на этой ниве они не снискали. Для публики, предпочитающей подобную музыку, они все-равно остались металлистами. И поэтому, выбирая между De/Vision и Paradise Lost, они «по любому» предпочтут первых.
Постепенное, сперва малозаметное, но выздоровление началось после альбома «Believe in nothing» 2001-го года. Шаг за шагом, собирая ворох по- прежнему скверных рецензий и выслушивая улюлюканье, группа постепенно стала возвращаться к своему испытанному и проверенному звучанию. Благо metal вновь стал очень актуальным стилем.
Свежий альбом Йоркширцев - это уже полноценный камбэк старой, доброй готик-дум группы. Вселенская скорбь и печаль аккуратно разлиты по каждому треку новой работы «Paradise lost». Монументальная поступь мощных ударных втаптывает в землю и сотрясает душу при каждом толчке. Неспешный бас обволакивает вязкими, свинцовыми линиями, а тоскующая гитара Грега Макинтоша изливается тягучими соло. Депрессивный вокал Ника Холмса лишает последней надежды на прикосновение к желанному раю. Его поддерживают обречённые женские голоса и рыдающие струнные. Звук атмосферен и исполнен напряжения, словно грозовая туча. И все эти полновесные ноты падают в разверстую землю тяжелыми, чугунными смоквами. Словом, основательная и торжественная панихида. Даром, что альбом называется –«In requiem». Всё максимально приближено к старой, годами проверенной традиции. И, самое главное, ни одного явного сэмпла. Точнее, они, конечно, есть, без этого сейчас музыку никто не пишет. Но исчезли, наконец, эти синтетические барабаны и пластмассовые клавиши. Которые абсолютно уместны в музыке «Nine inch nails», но не объяснимы у «Paradise lost».
Одним словом, милейшая картина для фэна группы, истосковавшегося по этому великолепию. И все же, после прослушивания альбома остается странное послевкусие какой-то недосказанности. Словно ты, не до конца получил порцию той искренней тоски и печали, которыми так славилась группа. Материал великолепен, прекрасно сыгран и записан, но звучит немного дежурно и недоработано. Кажется, парням просто сказали, что металл снова в теме и неплохо бы побыстрей эту жилу восстанавливать. А заодно показать новичкам, кто в этом склепе хозяин.
И на этом, впрочем, спасибо. Мда, как велика, однако, сила грамотного брэндинга! Насколько притягательным для фэнов Paradise lost стало их название. Они целых десять лет ждали достойного альбома группы, пройдя через разочарование и медленную потерю интереса к коллективу. И вроде дождались, и сидят с куском CD-пластика в руках. Медленно вертят его после прослушивания. «Чтож, пусть будет так»,- говорят они и ставят диск на полку. Все-таки любимейшая группа и с этим ничего уже не поделать.
Роман Матыцин