Роя Эйерса называют «Ленином фанка». Копните поглубже во взрывных клубных проектах: «Мэри-Джей Блайдж» (Mary J Blige), «Guru», «Masters at Work», «GrooveCollective»: немедленно обнаружится, что за их фанк- и джаз-электрификацией стоит этот чернокожий вибрафонист. Acid-jazz – тоже его детище. Именно пьеса Эйерса «Move to Groove» (1972) считается прототипом этого музыкального направления.
Если вы не знаете, что такое «вибрафонист», вы в большой хорошей компании. Вибрафон – инструмент редкий и исключительно джазовый. Размером он с синтезатор, и состоит из укрепленных над вертикальными трубками-резонаторами металлических пластинок, по которым ударяют палочками. Между каждой пластинкой и ее резонатором находится маленькая лопасть. Она приводится во вращение электродвигателем и заставляет звук мягко вибрировать.
Свои первые палочки для игры на вибрафоне Эйерс получил в детстве, из рук патриарха джазовой музыки, настоящего короля свинга и вайба Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton). С тех пор он успел поиграть в лос-анджелесском бибопе и хард-бопе, джаз-роке, джаз-фанке и просто фанке и диско, сколотить собственную группу «Roy Ayers Ubiquity» и оказать огромное влияние на мировую клубную музыку.
Сейчас Эйерсу 66, и он двигается по сцене, как по собственной кухне: уверенно и лениво. Если вы проберетесь поближе и будете закрывать глаза и улыбаться особенно широко, он укажет на вас своими палочками в перерыве между песнями и подмигнет хулиганским блестящим глазом: мол, ты свой, знаем таких!
Джаз-фанк Роя Эйерса отличается от традиционной формы джаза точно так же, как расплывчатые и цветные дома Антонио Гауди в Барселоне отличаются от обычных домов городского центра. Ударные, саксофон, гобой, электрогитара и бас группы Роя «Roy Ayers Ubiquity» безумствуют и выхватывают из воздуха самые острые звуковые пики (хотелось бы написать «фигачат как ненормальные», да жанр не позволяет). Подрагивающий мелодичный вайб только венчает этот джазовый прилив. Пляшет, как серфингист на гребне большой, бирюзовой, кипящей волны.
Концерт «Roy Ayers Ubiquity» вблизи вызывает одно стойкое желание: вытягивать конечности и расправлять все тело, как на пляже. Их самая знаменитая песня называется «Everybody loves the sunshine»: «Все любят солнечный свет». Русская публика у сцены поднимает руки и выпевает эти слова вместе с Роем, раскачиваясь с негритянской пластикой и жмуря глаза. Король вайба Лайонел Хэмптон умер в 1994 году, но ему повезло с наследником.
Наталия Киеня