От фанка до панка: немецкий джаз российской осенью

В рамках Года Германии в России немецкий культурный центр им. Гете организовал четырехдневный праздник для любителей современного джаза. 29 октября на сцене театра "Школа драматического искусства" состоялось выступление трио [em]. 

Немецкому пианисту Михаэлю Вольны не нравится джазовый стереотип, когда трио называют по имени лидера, поэтому это не "Трио Михаэля Вольны", а Michael Wollny's [em]. Отношения между музыкантами основаны на демократических принципах: каждый сочиняет собственные композиции, которые на равных условиях попадают в альбомы трио. Словно бы в качестве доказательства "равенства и братства" в коллективе, барабанщик Эрик Шефер выступал в футболке с эмблемой Социалистического интернационала. Пренебрежение музыкальными правилами возводится в принцип, о чем говорится и в буклете к последнему диску группы (Wasted & Wanted, 2012): "MAKE YOUR OWN DAMN RULES. This is Jazz". Неудивительно, что от исполненных на концерте композиций с последнего альбома веяло свободой и независимостью.


Пианист Михаэль Вольны, контрабасистка Эва Крузе и барабанщик Эрик Шефер играют вместе уже много лет, трио звучит очень слаженно, и инструменты умело дополняют друг друга. Деликатное, почти хрустальное фортепиано, уверенный контрабас и сложные ритмы ударных в сочетании с мистическим освещением и "церковной" акустикой зала Манеж производят неизгладимое впечатление. Вольны выступает здесь второй раз, в прошлом году он уже приезжал в Россию с сольным концертом.

Спектр стилистических интересов [em]-трио очень широк. Музыканты пишут и исполняют свои сочинения в разных направлениях: несмотря на то, что в каждой композиции неизменно присутствует общий "джазовый стержень", в произведениях группы слышатся то фанк, то панк, а то и классические мотивы. Звуковой ландшафт меняется от пьесы к пьесе, и после лирического фортепианного отступления в духе ноктюрна вступают энергичные ударные со сбитым ритмом. Такие перемены могут привести в замешательство, а могут и доставить истинное удовольствие внимательному слушателю. Это касается большинства композиций - например, "Metall" или "Dario" (в большей степени), которую Вольны посвятил одному из своих любимых кинорежиссеров, Дарио Ардженто, автору ужастиков в жанре джалло. Страсть, ритм, эмоция - это своего рода квинтэссенция немецкой культуры с ее "Бурей и натиском" в литературе, великими романтиками в поэзии и в музыке, а также "новыми дикими" в современной живописи.

Но существует и другая грань восприятия звучания [em]-трио. Несмотря на внешнюю разноплановость произведений, некоторым зрителям сочинения Вольны, Крузе и Шефера могут показаться затянутыми и даже монотонными. Именно такое впечатление складывается после многократного прослушивания диска Wasted & Wanted. Импровизации перетекают одна в другую, звуки переходят от инструмента к инструменту - плавно и незаметно, как волны утреннего прилива, либо шумно и яростно, как порывы ураганного ветра. Такая однородность и монотонность сосредоточена где-то внутри и воспринимается на интуитивном уровне, и ее не стоит трактовать в негативном ключе, поскольку это одна из особенностей современного джаза (в частности, выпускаемого лейблом ECM). Подобные волнообразные звуковые потоки можно встретить и в творчестве американского пианиста Роберта Гласпера, хотя, разумеется, сравнивать [em]-трио с кем-либо другим совершенно бессмысленно. Фортепиано лидера Вольны, главного импровизатора и архитектора звука, звучит так, словно вбирает в себя всю историю музыки с Густавом Малером, импрессионистами, Биллом Эвансом, новоджазовыми экспериментами и группой Kraftwerk. Это эстетическое интеллектуальное исполнение, благодаря которому зритель забывает о неудобных стульях и погружается в мир любопытных акустических конструкций и экзистенциальных размышлений.

 

 Лидия Панкратова