«Небо здесь». Одиночество.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» стало последним для Михаила Лермонтова. Спустя три дня после его написания, он был застрелен на дуэли. Это - явно итоговое произведение и, быть может, самое пронзительное из написанного поэтом. Оно о жизни и смерти, одиночестве, любви, свободе, вечности, о том, что составляет труд и счастье человеческой жизни. Да и эти строки всем известны с детства. 

В любой национальной традиции есть произведения, которые со временем приобретают статус культурного фетиша и, даже при наличии автора, становятся действительно народными. В этих песнях и стихах сосредоточена самая суть, сердцевина культуры. Одним из таких произведений является стихотворение Лермонтова. Песня на эти стихи давно стала одним из канонов для исполнителей в жанре романса. Однако до недавнего времени не было попыток осмыслить это одно из самых известных русских стихотворений в новой форме. 
    
Отечественная рок-группа "Небо здесь" уже более пятнадцати лет экспериментирует ради обогащения российской рок- музыки и поэзии лучшими мировыми подходами, сохраняя при этом истинно российский максимализм в отношении художественного содержания своих песен и творческую независимость. Чтобы отстоять своё место в мире, нужно держаться культурных корней, и случилось так, что "Небо здесь" просто не смогли пройти мимо этого произведения, поскольку оно стало ответом на те вопросы, которые поставила перед ними сама жизнь. Для группы, в названии которой отражено пересечение вечного и земного измерений жизни человека, оказалось жизненно необходимым уловить в себе непрерывную связь времён, культур и судеб, почувствовать, как личное соединяется с народным, мировым и вселенским здесь и сейчас в том мире, где нам суждено жить сегодня. 
   

Рок- музыка и поэзия, по сути, являются такой же современной художественной формой, какой в своё время служил романс. Как и многие известные западные рок-группы, такие как, например, "Led Zeppelin", "Небо здесь" уже пробовали свои силы в экспериментах с народными песнями, записывая и исполняя среди авторского материала самобытные версии песен "Черный ворон", "То не ветер ветку клонит" и других, побывавших в эфире радиостанций и вызвавших живой отклик у слушателей. В исполнении этой рок-группы такие песни звучат насколько неожиданно, органично, пронзительно, искренне и современно, как будто вдыхая новую жизнь в старые песни и в современную отечественную рок-традицию, переживающую очередной непростой этап развития. 
   

Песня "Выхожу один я на дорогу" продолжит эту тенденцию и станет первым синглом для готовящегося альбома народных песен, идея которого уже давно вынашивается группой и поддерживается слушателями. Однако такого звучания группа ещё не демонстрировала: песня оказалась настолько надрывной уже за счёт своей лирики, тональности и вокальной подачи, что даже в богатой оркестровке, включающей рояль, скрипичную и духовую секции, её эмоциональный накал не ослабевает и в самых прозрачных и сдержанных частях композиции, поэтому рок-гитарам здесь не потребовался традиционный для группы перегруз, и они звучат "чистым звуком". 
    
При нынешнем уровне коммерциализации и пошлости кому-то этот эксперимент может показаться пафосным, что ж, в переводе с греческого, слово "пафос" означает: чувство, душевный подъём. Каждый сам решает, открывать или нет свою душу, для чего бы то ни было, но вряд ли сегодня для кого-то будет лишним убедиться, что его или её душа жива.

 

 

Ярослав Забалуев