Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» стало последним для Михаила Лермонтова. Спустя три дня после его написания, он был застрелен на дуэли. Это - явно итоговое произведение и, быть может, самое пронзительное из написанного поэтом. Оно о жизни и смерти, одиночестве, любви, свободе, вечности, о том, что составляет труд и счастье человеческой жизни. Да и эти строки всем известны с детства.
В любой национальной традиции есть произведения, которые со временем приобретают статус культурного фетиша и, даже при наличии автора, становятся действительно народными. В этих песнях и стихах сосредоточена самая суть, сердцевина культуры. Одним из таких произведений является стихотворение Лермонтова. Песня на эти стихи давно стала одним из канонов для исполнителей в жанре романса. Однако до недавнего времени не было попыток осмыслить это одно из самых известных русских стихотворений в новой форме.
Отечественная рок-группа «Небо здесь» уже более пятнадцати лет экспериментирует ради обогащения российской рок- музыки и поэзии лучшими мировыми подходами, сохраняя при этом истинно российский максимализм в отношении художественного содержания своих песен и творческую независимость. Чтобы отстоять свое место в мире, нужно держаться культурных корней, и случилось так, что «Небо здесь» просто не смогли пройти мимо этого произведения, поскольку оно стало ответом на те вопросы, которые поставила перед ними сама жизнь. Для группы, в названии которой отражено пересечение вечного и земного измерений жизни человека, оказалось жизненно необходимым уловить в себе непрерывную связь времён, культур и судеб, почувствовать, как личное соединяется с народным, мировым и вселенским здесь и сейчас в том мире, где нам суждено жить сегодня.
Рок- музыка и поэзия, по сути, являются такой же современной художественной формой, какой в своё время служил романс. Как и многие известные западные рок-группы, такие как, например, «Led Zeppelin», «Небо здесь» уже пробовали свои силы в экспериментах с народными песнями, записывая и исполняя среди авторского материала самобытные версии песен «Черный ворон», «То не ветер ветку клонит» и других, побывавших в эфире радиостанций и вызвавших живой отклик у слушателей. В исполнении этой рок-группы такие песни звучат насколько неожиданно, органично, пронзительно, искренне и современно, как будто вдыхая новую жизнь в старые песни и в современную отечественную рок-традицию, переживающую очередной непростой этап развития.
Песня «Выхожу один я на дорогу» продолжит эту тенденцию и станет первым синглом для готовящегося альбома народных песен, идея которого уже давно вынашивается группой и поддерживается слушателями. Однако такого звучания группа ещё не демонстрировала: песня оказалась настолько надрывной уже за счет своей лирики, тональности и вокальной подачи, что даже в богатой оркестровке, включающей рояль, скрипичную и духовую секции, ее эмоциональный накал не ослабевает и в самых прозрачных и сдержанных частях композиции, поэтому рок-гитарам здесь не потребовался традиционный для группы перегруз, и они звучат «чистым звуком».
При нынешнем уровне коммерциализации и пошлости кому-то этот эксперимент может показаться пафосным, что ж, в переводе с греческого, слово «пафос» означает: чувство, душевный подъём. Каждый сам решает, открывать или нет свою душу, для чего бы то ни было, но вряд ли сегодня для кого-то будет лишним убедиться, что его или её душа жива.
Ярослав Забалуев