Настоящее человеческое счастье вместе с Шэйлой Джордан

Элла Фитцджеральд, Билли Холидэй, Нина Симонэ… А много ли вы знаете джазовых певиц? Скорее всего, у большинства из вас список обрывается на этих трех именах. Но… Я все же считаю, что в этот список заслуживает право быть внесенным еще одно имя. И имя это – Шэйла Джордан.

     «Некоронованная  королева  бибопа», она  заслужила  это прозвище за свой великолепный слух, за красивый голос, за импровизационное мастерство. И хоть она не снискала славы вышеназванных повелительниц джаза, 9 июня в Ле-Клубе она получила достойную дозу почтения и рукоплесканий. На первый взгляд, она мало чем отличается от большинства бабушек (а ведь ей 77) – простое платьице, добрая улыбка, но голос… Услышав ее голос, может показаться, что на сцене какая-нибудь молодая красавица. Не надрывая связки, как современные r’n’b-девочки, Шэйла создает теплую, почти домашнюю атмосферу доброты и любви, любви к джазу. А джаз она любит. И постоянно напоминает об этом – то между текстом, то напрямую говорит. И естественно Шэйла исполняет композиции гениев джаза (и не только), такие как «My Funny Valentine», которая плавно вытекает из «Ballad For Miles» – нежной баллады, рассказывающей о том, что игра Майлза Дэвиса заставляет ее сердце петь вместе с его трубой. И, естественно, она исполняет «Confirmation» – великолепную композицию Чарли Паркера, её кумира, за которым она в свое время следовала по пятам, лишь только, чтобы услышать звуки его саксофона. Перед исполнением произведения Леонида Бернштейна, она напоминает, что правильно его фамилия произносится: БернштАйн. «Посмотрите на рояль, что там написано ? Bernstein ? Так вот запомните: правильно – БернштАйн, а не БернштЕйн !». Шэйла очень подробно рассказывает о каждой песне, что собирается спеть. Например, о “Dat Dere”, которую она посвящает своей маленькой дочери, но дочь-то уже выросла, а песня все еще жива и всё так же прекрасна.

 

     И голос ее заменяет целый оркестр. Ведь она выступает не с биг-бэндом Дюка Эллингтона и даже не с биг-бэндом Игоря Бутмана. Аккомпанирует ей трио Алекса Нахимовского, состоящее из рояля, контрабаса и ударных. И если для вас боп – это надутые щеки Диззи Гиллеспи или саксофон Колтрэйна, то Шэйла может заставить вас пересмотреть свои убеждения. Ведь голос – тоже колоссальный инструмент. И в скэте она могла бы посоревноваться с Луисом и Эллой. «Ду-уап» и «Ду-дап» у нее выходят не хуже, чем у любого другого мастера голосовой импровизации. Да, и поимпровизировать она может не только с мелодией, но и с текстом (не хуже рэп-героев). Без малейшей нотки неуверенности она поет о том, что ее самолет опоздал на 2 часа, и «Аэрофлот» обеспечил ей долгий полёт до Москвы, где, побывав не больше 5 минут в гостинице, не выспавшись, не пообедав (напевая последнее, ехидно косится в сторону пианиста – Алекса), она спешит в клуб, чтобы подарить столичной публике все, что и она любит в джазе. И всем своим поведением Шэйла показывает, что она совершенно счастлива. И жалеет о том, что плохо училась в школе и не знает русского языка, иначе все бы без англо-русского разговорника могли бы понять, все что она чувствует. И она смеется. И спрашивает, как это будет звучать по-русски «смех», и призывает всех смеяться вместе с ней. И спрашивает, как будет по-русски «wonderful». «Prekrasno!» – кричит она в микрофон и улыбается. И каждый, кто находится в зале в этот момент, улыбается ей в ответ.

 

     Обычная американская бабуля с великолепным голосом может поделиться своим счастьем с любым человеком, который слушает ее песни. «Мне 77 лет! Я все еще жива! Я в России! И я счастлива!». И как тут можно не поверить ей и не быть счастливым хотя бы в этот момент, в момент, когда она поет…

 

 Cергей aka Reggie