«Нашествие» : куда катится этот мир

Современный мир - это мир раскрученных брендов. Власть брендов распространяется на все аспекты жизнедеятельности человека – от банки консервированного горошка до высшего образования. И музыкальный мир не остался равнодушным к этой тенденции. Нынешнее лето поражало любителей живой музыки количеством новоиспеченных open-air’ов. Но все же лидером в гонке за вниманием аудитории стало «Нашествие», прошедшее в первые выходные августа в рязанской области, на мысе Средиземный.

     «Нашествие» - это бесспорный бренд в музыкальном мире. За восемь лет проведения фестиваля в умах людей прочно сложилась ассоциация: рок-фестиваль = «Нашествие», известные рок – группы = «Нашествие». При учете, что такие имена, как «Алиса», «Ария», «Чайф» и прочие производные сами по себе являются хорошо известными музыкально-торговыми марками. Добавить к этому ударную рекламную кампанию, которую развернуло «Наше радио» за два месяца до начала фестиваля  (когда казалось, что включишь утюг – а там джингл «Нашествия») - и аншлаг гарантирован. И не важно, что с каждым годом этот фестиваль медленно, но уверенно уползает все дальше и дальше от столицы нашей многострадальной родины. Народ не испугало дальнее расстояние. По предварительным подсчетам в этом году количество топтавших рязанскую травку перевалило за сто тысяч человек.

 

     Напомню, что в первый раз «Нашествие» прошло в 1999 году зимой в Москве, в ДК Горбунова. Потом фестиваль мигрировал в московскую область, в город Раменское, где квартировал целых три года. Но и там стало тесно, и следующим местом проведения был выбран поселок Эммаус в тверской области. Так мелкими перебежками «Нашествие» в 2006 году оказалось в Рязани.

 
     Если переиначить коммунистический лозунг «Быстрее, выше, сильнее», можно вывести формулу, по которой организаторы готовили это фестиваль: «Дальше, больше, круче». Полигон по площади превышал все предыдущие, сцен организовали целых три, чтобы мало не показалось, было приглашено 100 групп разной степени известность, играющих в разных стилях. Армия во главе с генеральным продюсером фестиваля Андреем Клюкиным активно пыталась прорубить окна в стенах формата и разрушить стереотип, что «Нашествие» - это только группы, находящиеся в ротации «Нашего радио». Так что в этом году на голову бедных любителей живой музыки и отдыха на свежем воздухе свалился фантастический музыкальный винегрет из рока, панка, альтернативы, электроники, авангарда, фанка и фолка.

 

     Еще   до  окончания фестиваля все обозреватели разделились на два лагеря – те, кто захлебывался позитивом и молился на логотип «Нашествия» и те, кто ругал фестиваль на чем свет стоит. В основном вся ругань была обращена в сторону организационной части. Есть людям было нечего, из жидкостей в наличии только спонсорское пиво и кипяток чуть ли не по талонам, возможность фотосъемки выступлений для журналистов практически на нуле, погода отвратительная, а все пресс-конференции заглушала музыка с центральной сцены. И прочая, и прочая. Понятно, что фестиваль такого уровня практически нельзя сделать максимально комфортным для пребывания. Но тут жизнеобеспечение слушателей явно ушло в минус.

 

       И в пылу заботы о собственной шкуре как-то забылась главная составляющая фестиваля – музыкальная. Хотя по сути она и была достойна внимания, при том, что музыкантов кормили и поили также отвратительно, как и простых смертных, и их точно также намочили проливные дожди. Но это никак не сказалось на качестве выступлений, хотя погодные условия, конечно, доставили немало проблем. Так, например, во время выступления Ольги Арефьевой и театра «Калимба» сцена была скользкой от дождя, что было чревато травмами для артистов. И им пришлось подстраиваться – скользить по сцене и манипулировать намокшими флагами, которые стали в два раза тяжелее. Но Ольга на все заявила лишь одно: «От дождя мы становимся чище». Ни один из сетов не был «проходным». Одно обещание организаторов все же было выполнено – «Нашествие» действительно вместило в себя лучшие концерты, которые люди не смогли посетить в течение года. Выступления не были тупой отработкой гонорара, как на некоторых других фестивалях, притом, что работа музыкантов по давно заведенной практике не оплачивалась. Хотя и фантастических премьер тоже не наблюдалось.

 

     Качество звука было на высоте, особенно для такого фестиваля, хотя уже не раз упомянутый дождь вносил свои коррективы. На центральной сцене в роли конферансье выступали ди-джеи «Нашего радио». Их подводки в большей степени интересовали самих музыкантов, нежели публику. Так, например, Хелависа из «Мельницы» первым делом после выступления заявила в опровержение данной им характеристики, что «никакие мы не кельты и не ролевики, и вообще сами вы толкиенисты, развернулись тут на мысе Средиземный».

 

     Хэдлайнер  на  хэдлайнере  сидел  и хэдлайнером подгонял - в  этом году этого почетного звания удостоились более десятка групп – «Алиса», «Кипелов», «Ария», «Король и Шут», «Пилот», братья-славяне «Океан Ельзи», «Чайф», «Агата Кристи» и другие заслуженные коллективы. Все они полностью оправдали ожидания своих фанатов. Здесь можно возвратиться к теме брэндов: никто из музыкантов не вышел за рамки наших  представлений о них, но и откровенной халтуры не было. В поддержку выступлений шли видеоряды в концептуальном черно-белом исполнении.

 

     На Северной сцене командовали парадом ви-джеи «Первого альтернативного канала», которым еще учиться и учиться работать с большой аудиторией: толпа фанатов альтернативы - это вам не объектив телекамеры. Иногда их сменяли идейные лидеры специальных блоков – Дмитрий Сид Спирин руководил панками, Паштет и группа FAQ – своим собственным детищем, «фестивалем в фестивале» -  блоком тяжелой альтернативной музыки «Обойма». К слову, «Обойма» вызвала массу положительных отзывов, музыка такого направления в этом году совершила резкий прыжок из форматных клубов на сцены больших рок-фестивалей. Запоминающимся было выступление Блондинки Ксю, соединившей в своем сете гламур и трэш, что произвело потрясающий эффект. А вот отчаянно рекламируемый организаторами электронный блок должного впечатления так и не произвел, группы явно были не готовы к выступлению на такой сцене, а слушатели были не готовы к такой музыке. Но и совсем без внимания этот блок  не остался.

 

     На фоне двух других сцен Южная представляется эдаким «музыкальным санаторием», территорией мира и спокойствия. Этно, фанк, малоизвестные группы («Небесная Канцелярия», «Лампасы»), а также вечная сенсация - группа «Пелагея» с ее удивительной энергетикой, «Смысловые галлюцинации» в сопровождении симфонического оркестра (и они доросли до этого), Инна Желанная   в сопровождении горлового пения потомственного шамана (в седьмом поколении),  и ночные выступления «Ва-банк» и Billy’s Band, которые доводили слушателей до состояния измененного сознания. «Нашествие» завершилось, а говорить о нем будут еще очень долго. Хорошо или плохо – дело десятое, ведь анти-реклама – тоже реклама. И несмотря на разгромную критику брэнд «Нашествие» по-прежнему живее все живых.

 

 

Наталья Кириллова