Выход есть – так утверждают участники электронного нетанцевального коллектива , на концерте которого в клубе «Китайский летчик Джао Да» сумел побывать автор этой статьи. И в данном случае, выход действительно есть, поверьте, выход творческих эмоций, качественный электрический ВЫХОДной саунд, да что и говорить, концерт состоялся в выходной, и для некоторых случайных посетителей «Летчика» явился настоящим выходом из состояния неопределенности, попыток решить, чем же развлечь себя в воскресный вечер.
Сцена на концертах Экситов напоминает небольшую студию звукозаписи как минимум, и как максимум – кабину пилота сверхсовременного реактивного летательного аппарата. Ноутбуки, семплеры, всевозможные процессоры, миди-клавиатуры и внушительного вида электрические барабаны, на которых, кстати, играет не менее внушительных размеров барабанщик (но о составе несколько ниже). Опоясывает все это хозяйство несколько светящихся проводов, завершающих футуристическую картинку. Во время концерта ребята шаманят над своей техникой, колдуют, находятся в трансе, плавно увлекая за собой и слушателей и случайных свидетелей этого необычного мероприятия.
Музыка Экситов очень плавно воздействует на подсознание, при этом не отключая его, в отличие скажем от чистого электронного транса и сопутствующих стилей вроде New Age или Ambient (но все же элементы и того и другого жанра присутствуют). В целом, говорить о принадлежности Exit Project к какому-либо узкому стилю очень сложно. Сказав, что это электронная музыка, мы забываем о живых инструментах (две гитары и те самые электродрумзели), поэтому я выражусь так: Экситы – это разная музыка, где каждая композиция сварена из различных ингредиентов, при условии, что каждый ингредиент входит в состав какого либо известного рецепта, то есть это фактически тот самый порошок, которым Малыш кормил Карлсона. Только в отличие от порошка музыка Экситов не приторная, а вполне гармоничная. Ну а о стилях … Что здесь можно сказать... В отношении стилистических характеристик музыка коллектива Exit Project простирается от электронных традиций эмбиента и нью-эйджа, включая в себя прогрессив и этно, почти доходит до фри-джаза - так я думаю, будет честнее всего, хотя собственно и эта аннотация весьма размыта. Чтобы получить четкое представление - сходите-ка лучше на концерт.
Но даже не полижанровая окраска является главной фишкой Exit Project. Сколько бы ни было намешано различных ингредиентов, важно не количество, а как это все существует, как функционирует. Дело в том, что музыка в наши дни являет собой некий продукт потребления. Она занимает место рядом с йогуртом, телевизионным ток-шоу, тем самым тренажером, который так активно используется для уменьшения веса . Но ведь творчество – процесс отчасти бессознательный, именно относительное отсутствие контроля над тем что ты делаешь и дает тебе шанс на создание чего-то оригинального, или, по крайней мере, отличного от клон-музыки. «Творчество, как самоотдача, незамутненная желанием выгадать и во что бы то ни стало приобрести популярность» - написано в пресс-релизе самими музыкантами. И это наводит на мысли, что музыка «Exit Project» является продуктом низкого капиталистического достоинства, а значит, она обращается к тебе не как к элементу системы, одному из винтиков, органов глобального коллективного тела, а как к свободной личности. Это всего лишь один из взглядов на объективную действительность. И взгляд весьма интересный.
Концерт в Летчике состоял из двух отделений. В первом можно было услышать инструментальные композиции, самую программу Exit Project (кстати, группа состоит в неофициальном объединении музыкантов http://freemusic.org.ru, это значит, что все композиции можно скачать в Интернете абсолютно бесплатно, а также это является символом музыкального мировоззрения группы). Во втором же на сцене появилась вокалистка Екатерина Зинич и перкуссионист Джон Кукарямба, сотрудничавший в свое время с проектами «Дети Пикассо» и «Рада и Терновник». Если первая, инструментальная часть была лишь прелюдией к трансу, то вторая, импровизационная, была его воплощением. Всевозможная перкуссия, диджериду, эзотерический тембр голоса Екатирины Зинич, гитары Олега Смирнова и Романа Смирнова, барабаны Владимира Глушко aka Big, совместная импровизация, которую, конечно же, не назовешь продуманной и схематизированной. Наоборот, это был естественный выход эмоций, каждый звук как будто обретал какой-то индивидуальный смысл, а это - очень хороший показатель, он намекает на то, что музыка настраивает слушателя, резонирует с его бессознательным, приводит к общему знаменателю.
А вообще, весь вышеприведенный текст – всего лишь субъективная проекция творческого посыла группы Exit Project на одну отдельную личность. Личность эта довольна, она непроизвольно улыбается и вообще чувствует себя как после удачного спиритического сеанса или продуктивной медитации. И хотя музыка Экситов и позиционируется как «для мозгов» (собственно входит в состав одноименного сборника) это музыка не только для мозгов, но и вполне для души. И помните – выход есть …
Дмитрий Крупин