В прошлый четверг в московском клубе Б2 прошел концерт берлинского дуэта Stereo Total… - подобное начало подошло бы в лучшем случае для концерта какого-нибудь заматеревшего, разменявшего не один десяток творческих лет барда-песенника, но никак не для группы, которая презентует себя в качестве исполнителей, смешивающих в своем творчестве французский поп, рок-н-ролл, диско, шансон, с весьма ощутимой и потому пикантной примесью 8-битных сэмплов, звучков, «гениального дилетантизма» и раскатистого грассирования Брецеля Геринга – мужской половины дуэта.
В иронии этой группе не откажешь, и по большей части именно она их спасает. Что может быть нелепее, чем одновременное существование на одной сцене молодого парня, вечной звезды дискотек, и женщины бальзаковского возраста, в вельветовых клешах, розовой рубашке, которая во время исполнения песен постоянно заглядывает в объемистую тетрадь – ну точь-в-точь учительница, вдохновенно читающая вслух собрание сочинений какого-нибудь пыльного классика собравшимся перед ней ученикам. Впрочем, для школьной учительницы Франсуаз Кактуз держалась на сцене вполне уверенно, заигрывая с публикой и без перерыва отыгрывая одну композицию за другой – несомненно, сказывается многолетняя практика: все-таки пятнадцать лет творческого стажа и 8 альбомов дают себя знать. Несмотря на кажущуюся простоту и минималистичность, вполне понятно, что все происходившее на сцене является четко отработанной стратегией дуэта: и использование в качестве основы композиций Брижит Бардо, The Beatles, The Rolling Stones, Джонни Холлидея и Сержа Генсбура, и нарочитый инфантилизм, и игривая сексуальность (во время исполнения песни «Любовь втроем»/L’amoure a trios на сцену была приглашена девушка из зала – ей это, кажется, даже понравилось) в сочетании с наивностью. Смотреть на Stereo Totalнамного интереснее, чем просто слушать: высокий, даже местами детский голос мадмуазель Франсуаз в сочетании с ее богатой мимикой и акробатическими этюдами Брецеля сделали свое дело: публика неистовствовала, а некоторые даже, не выдержав накала страстей, выскакивали на сцену, что вызвало закономерное появление охранников. Госпожа Кактуз воскликнула: «Ну вот, в середине любимой песни!» - и ринулась на помощь фанату.
Stereo Total – продукт массовой культуры, в самом ее безобидном и наивном варианте, аналог музыкальных рингтонов и рекламных джинглов, коротких и экспрессивных. Ну и конечно игра: Stereo Total не то что бы билингвальная, но многоязычная группа: в их арсенале можно встретить песни не только на английском, французском, немецком языках (как оно было на минувшем концерте в Москве), но и песни на турецком, японском, испанском. Трогательная подробность: названия песен мадмуазель Франсуаз по подсказке зачитывала на русском – не столько дань моде, сколько особенность космополитического характера группы. Эта языковая игра, смешение традиций французского шансона и немецкой электроники (что отсылает не к Kraftwerk, а так называемому направлению «Новой немецкой волны»), электронные эффекты, использование клише масскульта – все это делает актуальной группу и сейчас, что и доказала привычная к зрелищам московская публика: Франсуаз и Брецеля вызывали на бис несколько раз.
Музыка Stereo Total – ироничная, веселая, в какой-то степени непритязательная, но требующая от слушателя определенной «наслышанности» не только в музыкальном, но и общекультурном плане, что однако, не делает ее снобистки-интеллектуальной, но лишь придает очаровательный шарм.
Прошедший пятого марта концерт дуэта получился на удивление ярким, живым и одновременно весенним. Впрочем, оно и логично: весна начинается с чувства легкой влюбленности.
Алексей Никодимов