Ляпис Трубецкой: «Смехом бичуют нравы»

 

«Величие момента прочувствует Россия, спустился с постамента божественный Мессия Магическая школа Таинственного Глаза, спаситель рок-н-ролла, император джаза» - именно такими словами уже полюбившегося гимна начался сольный концерт группы в Петербурге. Что сказать? «К нам приехал Трубецкой!».

Фото: Алена Сысоева

    Долгожданная презентация нового альбома «Рабкор» прошла 5 октября в «ГлавClub». Совершенно уникальное явление музыкальной жизни современной России и всего постсоветского пространства: смело, остро, искренне, бодро и по делу. Высококачественный рок, подчас заставляющий самого солиста прикладывать руку к уху, чтобы услышать собственный голос, рвущиеся через любые ограждения поклонники, относимые толпой в абсолютно разные концы зала - так проходил двухчасовой концерт «Ляписов» в Петербурге, главного, а может быть, и единственного предмета белорусского музыкального экспорта, запрещенного в самой Белоруссии.

 

    Как рассказал в одном интервью о собственном шуточном гимне солист Сергей Михалок: «Песня «Трубецкой» - это по поводу нашего названия. Оно само по себе очень китчевое «К нам приехал Трубецкой…». Все сразу вспоминают «12 стульев» (прим. группа названа в честь комического персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» поэта-халтурщика Никифора Ляписа, который печатался под псевдонимом Трубецкой), но не будем забывать, что сам по себе ляпис – это философский камень, присутствующий во многих эзотерических и алхимических учениях. С другой стороны – это похоже на ляпсус, ну такую, глупую ошибку. А «Трубецкой» нас сразу отправляет в дворянские времена –  это старинная фамилия, уходящая корнями в глубину веков, фамилия, открывающая царские ворота. Такая звучная и громкая. Вместе два слова образуют какой-то абсурд. И это сочетание несочетаемого для нас очень важно. Настоящая музыка группы «Ляпис Трубецкой» – это такой замес, когда в текстах встречаются реальные нелепости и откровенный тупизм, но все это сыграно мощно, красиво, с царской подачей… Тогда получается гремучая смесь, которая несет основной посыл нашего творчества и выражается в трех латинских словах «Castigat ridento mores» – «Смехом бичуют нравы».

 

     Более полно охарактеризовать то, что происходило на сцене, пожалуй, не удастся. Практически 3 десятка песен, исполненных с настоящим драйвом, прерывались стихами, который декламировал Михалок, за что через несколько дней после концерта, поклонники в социальных сетях уже окрестили его «Маяковским нашего времени». Да и возможно ли отозваться о группе иначе, хотя бы после следующих строк:

 

Не время стоять на коленях 
У древнего страха во власти!
Смотреть, как чертово племя, 
Рвет планету на части.
Армагеддон пророчат 
Пигмеи с трусливых обочин.
Слышите, пушки грохочут?
Я жив, значит, бой не окончен!

 

     Именно так приветствовал питерскую публику «Ляпис Трубецкой», начав презентацию одной из самых концептуально-выдержанных пластинок «Рабкор». Первой в основной  части концерта стала «Не Быць Скотам» на родном «ляписам» белорусском, после которой сразу же зазвучал культовый «Капитал» с одноимённого альбома 2007 года. И это было только начало… «Священный огонь», «Грай», «I Wanna Be Your Boyfriend» - кавер на песню американской группы Ramones, «Золотая антилопа», «Болт», «Галактика», «Путинарода», трогательный «Шут» и так полюбившаяся тинэйджерам «Принцесса», «Африка» в динамичном стиле «регги» - и это далеко не полный список композиций исполненных «Ляписом», казалось бы, на одном дыхании.  Лирические «Котик» и «Огоньки» сменялись энергичными «Ляпис Crew» и «Беларусь freedom», подхватываемые залом в одно мгновенье вместе с лозунгами «Братская Республика Беларусь! Город-герой Минск! Ляпис Трубецкой!».

 

    Не обошлось и без «Зоопарка» Егора Летова, которую, к удивлению публики, Михалок представил как композицию «наверняка неизвестную зрителям», даже не подозревая о том, что задорную и весёлую песню зал будет исполнять вместе с солистом наизусть. Как, впрочем, и не менее известную «Я верю» с пластинки прошлого года «Веселые картинки». Венцом и логичным завершением выступления стали, пожалуй, две самые концептуальные и харизматичные песни «Ляписов» за последние годы: «Рабкор» и «Манифест», с таким же нетерпением и энтузиазмом подхваченные и исполненные публикой вместе с музыкантами. 
 
«Трудиться - удел Бога, 
Халява - удел крысы, 
Вера - к счастью дорога, 
Надежда - единственный смысл
»

 

    Таков сегодня тот самый белорусский «Ляпис», певший в далёкие 90-е «Ты кинула», казалось бы, одну из самых трогательных песен о несчастной любви. «Плаксивый Пьеро, глупый Арлекино», волшебным образом переродившийся в одного из самых рьяных борцов за свободу, по-прежнему искренне дорог и любим в Петербурге.

 

Аня Саяпина