Героями не рождаются, героями становятся

«Историческая справка»

 Голландская блюз-роковая группа "Livin' Blues" образовалась в 1967. Первоначально она существовала в виде акустического дуэта певца, перкуссиониста и гитариста Nicko Christiansena и харпера John La Grand. Уже на следующий год дуэт преобразовался в блюз-роковый коллектив, исполнявший кавер-версии классических блюзов чикагской школы. Сделав ставку на традиционный репертуар, который состоял главным образом из ритм-энд-блюзов середины 50-х годов, группа начала со скромных домашних концертов, однако быстро нашла спрос на свою музыку в континентальной Европе (особенно в Скандинавии и Западной Германии), где принимала участие в различных рок-фестивалях. В 1969-м музыканты записали дебютный альбом "Hell's Session", состоявший из пары номеров Би Би Кинга, одной "традиционной" вещицы и собственного материала "Livin' blues". Запись отличали мощный вокал Кристиансена, виртуозная гитара Теда Оберга и техника Лэгранда, искусно подражавшего Литтлу Уолтеру.


 В 1973 году "Livin' blues" были, наконец, замечены в Британии, следствием чего стал альянс с известным блюзовым продюсером Майком Верноном, в то время владельцем фирмы "Blue Horizon".


С начала 70-х в ансамбле происходят многочисленные перемены состава. Начиная с альбома "Ram Jam Josey" (1973), концептуально музыка группы делает крен в сторону прогрессивного тяжелого рока, оставаясь в то же время на почве блюза. Ключевыми элементами техничного, жесткого блюз-рока являются вокал Нико Кристиансена и работа соло-гитариста Теда Оберга.


 Сингл "Boogie Woogie Woman", выпущенный в 1973 году стал хитом в Голландии и, казалось, группа уже была на пути к серьезному успеху.  Команда "Livin' Blues" имела репутацию отменного концертного коллектива с  легион поклонников, но из-за внутренних проблем группа распадается на некоторое время. Альбом "Blue Breeze" (1977) стал самой успешной пластинкой коллектива, получившей "золотой" статус. Группа возвращается к интерпретации классического блюза и, как казалось, входит в прежнюю силу. Однако конъюнктура на музыкальном рынке складывалась не в пользу блюз-рока: наступила эпоха диско и панка.


Команда сохранила лишь самых верных поклонников и из концертных залов переместилась в  клубы Амстердама, затем распалась в 1978. Начиная с 1979-го, группа на более или менее короткое время возрождалась, каждый раз в новом составе. После долгого забвения "Livin' Blues" неожиданно напомнила о себе в период блюзового бума 90-х годов. Нико Кристиансен собрал группу с прежним названием, в которую кроме него не вошел ни один из ветеранов, и выпустил в 1995-м неплохой блюз-роковый диск "Out Of the Blue". Джон Лэгранд, один из основателей группы, скончался в 2005-м году  в Амстердаме в возрасте 56 лет.


 "Livin' Blues" сыграла, благодаря стечению обстоятельств, исключительную роль в приобщении России к искусству блюза. Пластинки этой команды, записанные по лицензии в Польше, где они завоевали концертами фантастическую популярность, легально и в относительно массовом количестве распространились в Советском Союзе. Один из немногих представителей блюзового бума в Европе конца 60-х, этот голландский коллектив на протяжении целого десятилетия оставался едва ли не самым существенным музыкальным экспортом своей страны.
 
«Современные реалии»
7 октября Московский Международный дом музыки встречал у себя "Героев блюза" - "Livin' Blues". В Москву основатель группы Нико Кристиансен приехал со своей новой командой, названной "Livin' BluesXperience". В ее состав входят: Нико Кристиансен (лидер группы, вокал, гитара, саксофон), Лаки Люко (гитара), Франсуа Спанненбург (губная гармоника), Кеес Ван Крюгтен (ударные), Джерон Ван Ниле (бас-гитара). Музыкантов публике представил известный российский журналист Алексей Калачев. Он вспомнил былые времена, когда дембельнулся и на первой же вечеринке после армии услышал группу  "Livin' Blues". Кроме лирических отступлений, Алексей  рассказал, что музыкальная программа голландской группы   "Livin' Blues" будет состоять из старого и нового репертуара в неравных пропорциях, а своим выступлением музыканты откроют серию блюзовых концертов, которые пройдут в ближайшее время в Доме музыки.


С первых минут начала концерта складывалось впечатление, что я нахожусь не в Светлановском зале Дома музыки, а на каком-нибудь отвязном рок-концерте. На сцене появились музыканты в яркой и свободной одежде: Лаки в салатовых кедах, Франсуа в кроваво-красной кофте, Кеес в старой черной майке, а Нико надел на себя черную шляпу и хипповую коралловую рубашку с кислотными чайно-желтыми разводами. Группа без разогрева, сразу же начала разжигать ажиотаж зала под песню "Help me", исполненную Нико в классическом экспрессивном блюзовом стиле. "Big Road Blue", "God and the Devil", "Krazy A", "Go Go Train" - по мере исполнения этих песен в зале становилось все беспокойнее. В начале концерта люди на своих местах лишь подпевали и улыбались, а после антракта партер уже танцевал вместе с Нико, который изображал какие-то немыслимые пляски на сцене. Он то вытанцовывал кантри, то размахивал ногами, словно каратист, а под конец начал проделывать акробатические кувырки. Кстати, надо заметить, что для своих лет Нико довольно-таки мило двигается по сцене и входит в такой раж, что просто невозможно спокойно за этим наблюдать: непременно возникает желание поучаствовать в его блюзово-роковом безумии. Во время концерта каждый музыкант представил свой сольный номер. Таким образом, зрителям удалось услышать музыкальный поединок, состоящий из переклички саксофона, гитары, ударных и гармоники. Знаете, когда своими глазами видишь, а ушами слышишь, как Франсуа на протяжении нескольких минут играет на гармонике, при этом меняя тембр и стиль звучания, а Кеес с математической точностью  верно и молниеносно ударяет по тарелкам, заставляя сердце биться им в такт, сразу словишь себя на мысли, что люди так играть не могут... 


Время концерта близилось к завершению, а в зале становилось все больше  охранников, которые унимали шумных фанатов, уводили их на свои места с прохода возле сцены. Один из почитателей творчества "Livin' Blues" в порыве экстаза попытался закинуть ногу на сцену, но тут-то ему сразу и объяснили, что так делать нельзя. Возможно, если бы не стоявший на сцене Нико, который, попросил оставить фаната в покое, парня просто вывели бы из зала. Как ни старались охранники, толпу было не угомонить. Лишь на недолгий миг, пока Нико пел грустную песню "Black Night Blues", зрители затихли. Когда песня подошла к концу зал с новой силой загудел, не желая отпускать музыкантов. "Герои блюза" ушли со сцены, а зрители продолжали скандировать: "Livin' Blues", "Livin' Blues!"  Практически весь зал встал со своим мест выражая свою признательность музыкантам, даже зрители на балконах не отставали от партера. Эта картина заставила улыбнуться непоколебимых охранников. Из-за кулис показалась голова Нико, который подтрунивал над залом.
"Livin' BluesXperience" не могли отказать людям после такого теплого приема: они вбежали на сцену и отмочили настоящий "буги тайм" с пиротехническим сопровождением горящей петарды, вставленной в гармонику Франсуа.

 

Автор: Фокина Ирина