Затишье бывает обычно перед бурей – как в природе, так и в музыке. От группы «Крематорий» давно не было слышно новостей, их последний альбом «Мифология» вышел четыре года назад. За это время поклонники успели соскучиться по группе и устали ждать новых песен. Но долгое ожидание вознаграждено сполна – 16 мая свет увидел новый, сольный альбом лидера «Крематория» Армена Григоряна под названием «Китайский танк».
19 мая в СДК МАИ состоится презентация новой экспериментальной программы недавно образованной группы «Третий ангел», которую возглавляет лидер «Крематория». Мы первыми выяснили у Армена Григоряна подробности о «Третьем ангеле», «Китайском танке» и грядущем концерте.
- Как у вас возникла идея записать сольный альбом?
- Идея? Знаете, совершенно парадоксальным путём. Казалось бы, все было хорошо и «Крематорий» процветал, но я вдруг пришел к какому-то самоотрицанию и решил, что, наверно, стоит пока оставить это успешное предприятие и заняться чем-то новым и неизвестным. Потянуло в путешествие. На самом деле это долго зрело, потому что мне очень хотелось поработать не столько над музыкальностью материала, сколько над современными средствами его выражения. И так уж получилось, что за этот четырёхлетний перерыв, который произошел после выхода «Мифологии», многое изменилось. Стало очень просто моделировать песни в компьютере, работать через Интернет с разными музыкантами, не приглашая их в студию, быстро находить любую информацию - всё стало совершенно реально. Поначалу я думал, что проект будет чисто студийным, и на этом я поставлю точку, так как о концертной деятельности мы тогда даже и не думали.
- Как долго шла работа над альбомом?
- Мы начали работать в сентябре позапрошлого года. А потом я настолько увлекся, что начал уже приглашать специалистов, саундпродюсеров, аранжировщиков, программистов. Проект очень сильно расширился. Потом, когда стало ясно, что уже есть некая модель альбома, мы приступили ко второму этапу – стали приглашать музыкантов в том числе и из-за рубежа, искали тех, кто смог бы это все сыграть живьем хотя бы на среднем европейском уровне. К примеру, в песне под названием «L'amur De Troix», где предполагалось нечто французское – мы нашли через друзей в Марселе аккордеониста и записали его через Интернет. А еще я подступил совсем близко к венскому симфоническому оркестру – даже нашлись люди, которые очень хорошо соображают в классической музыке , и теперь я хочу постараться сблизить их с рок-н-роллом, чтобы их знания упали на почву современной музыки. Но это уже дело будущего. А сегодня все эти путешествия привели к дебютному альбому «Китайский танк» и созданию полноценной группы, день рождения которой состоится 19-го мая 2006 года в СДК МАИ.
- И как, музыканты из России справляются с задачей, которую выполняли музыканты из-за границы?
- Понимаете, во-первых, переигрывать всегда проще, чем сочинять. Во-вторых, партии гитар у нас сыграл Владимир Бурхель, который долгое время работал за границей, - он вообще достаточно универсальный гитарист, мы его тоже нашли с большим трудом и предложили работу в «Крематории», где он сейчас благополучно блистает. А в «Третьем ангеле» на сегодняшний день трудятся братья Протченко, которые участвовали в записи: барабанщик Саша, клавишник Слава и ещё два брата – басист Ваня и гитарист Миша, молодые, но грамотные исполнители. Посмотрим, что будет дальше.
- Насколько тяжело вам было привыкнуть к новым музыкантам после стольких лет игры в одном и том же составе?
- Психологически тяжело, конечно. Но «Крематорий» - это всё-таки родная группа, нас связывает не только музыка, но и долгие годы дружбы. На этот шаг пришлось пойти, потому что возникла дилемма, которая рано или поздно встаёт перед любой группой: либо надо освежить состав и сесть на студию с новыми мозгами, либо – то, что сделал я - уйти самому и попытаться сделать то, что хочется.
- Ваше сольное творчество как-то отразилось на работе с группой «Крематорий»?
- Ну естественно, была в «Крематории» и ревность, и нервозность, но всё это удалось преодолеть. В конечном счёте мне удалось убедить музыкантов, что у «Крематория» скорее всего появится новый альбом, если я совершу такое вот отклонение в сторону. Я очень не хочу, чтобы новый альбом походил на предыдущие, даже в плане исполнения. В «Крематории» очень хорошие музыканты, но у них уже есть свой стиль, свой почерк, и от этого очень сложно избавиться.
- А стоит ли избавляться?
- На этом этапе наверно да, потому что если у вас возникает в голове какая-то идея, которую вы не можете воплотить, то со временем начинаете как бы есть себя изнутри. Поэтому я считаю, что если даже при наличии жены появилась неотвратимая тяга к какой-нибудь девушке, и вы не спите ночами – то наверно всё-таки нужно как-то дать выход своим эмоциям, а не то они превратятся в психологическую травму. Если у вас была возможность открыть для себя что-то новое, а вы её упустили, вы будете в последствии жалеть об этом. Но я думаю, что в нашем случае большим плюсом было то, что вначале всё происходило неосознанно. Может быть, сейчас я бы и не решился на этот адский труд, который мы проделали за два года, потому что за это время ушло неимоверно много сил, - но с другой стороны, есть какое-то удовлетворение, потому как я прекрасно понимаю, что с «Крематорием» мы бы эту работу не сделали никогда.
- Отступление от классической темы за собой многое повлекло.
- Да. Новые технологии существенно влияют на разум, моделируя песню, вы нередко получаете совершенно невообразимую аранжировку – ту, которой и в голове-то не было. Как будто с инопланетного корабля ты смотришь на собственную музыку с недоступных высот. И это, наверно, единственная находка, которая позволила поменяться самому.
- Чего ожидать от концерта? Будут ли на нём исполнены старые песни «Крематория», или всё будет посвящено презентации нового материала?
- Мы, возможно, сыграем одну-две песни «Крематория». Думаю, что сыграем «Зомби» в аранжировке «Третьего ангела», и… что-нибудь ещё. В дальнейшем я не планирую играть песни «Крематория» с «Третьим ангелом». Хочется развести эти два проекта как можно дальше друг от друга, чтобы для зрителя они не смешивались, потому что «Крематорий» пойдет своим путём и, даст Бог, в обозримом будущем разродится очередным номерным альбомом.
- Какому из проектов вы планируете уделять больше времени?
- До конца ближайшего года я хочу добить второй альбом «Ангела», потому что сейчас соответствующее настроение. Но сесть в студию с «Крематорием » тоже уже хочется. Мы сейчас много ездим, работаем, концертируем. Раньше крематорцы говорили мне: «Зачем тебе новый проект? У «Крематория» есть публика, есть устоявшийся стиль, и он вне моды – он жил раньше и будет жить дальше, - так зачем всё это нужно?» Но сейчас их отношение меняется, как и музыкальный мир вокруг: ведь нужно двигаться дальше, нельзя оставаться такой застывшей «легендой русского рока», чем-то окаменевшим. Что может быть хуже? Поэтому хочется, чтобы «Крематорий» тоже менялся.
Наталья Суворова