Юго-восток: музыка лета

Ganesha - Симфония мантр (2005 TME/Правительство звука)

Хотите услышать традиционные индийские раги, почувствовать расплавляющее солнце и томную страсть? А не получится. Вместо этого при прослушивании пластинки вас сначала окунут в поистине григовское беспокойство, потом в мелодии европейского летнего сада начала XX века, потом в подражание «Призраку Оперы»… Диск Ganesha – смелый эксперимент с индийским вокалом, отражающий повальное европейское увлечение буддизмом и индийской культурой – или европеизацию Индии? Ответа на этот вопрос нет, поскольку на пластинке совершенно не указано, откуда есть пошел этот эксперимент. Эксперимент, включенный во всеобщий процесс создания музыкального винегрета и доходящий до крайности в своей «лабораторности». Сочетание несочетаемого, индийский боевик с Люком Бессоном, ментальная агрессия, прямолинейность и напряженность – таков характер этого нехитро оформленного альбомчика. Релаксировать под него точно не получится, разве только станцевать пару религиозных маршей. Как там «ать-два» по-индийски?

 

Karunesh - Zen Breakfast (Real music)

«Zen Breakfast – священная музыка из мест отдаленных, которая близка душе не меньше, чем дом», – пишут философы Karunesh на обложке пластинки. Там же они рассказывают притчу о том, как ученик пришел к мудрецу, тот предложил отведать чаю, и стал наливать, слушая запальчивые вопросы юнца, и чашка была полна, а он все лил, а в ответ на вопрос: зачем продолжать лить, когда чашка полна? – сказал: зачем продолжать спрашивать, когда голова полна? Голова, полная музыкальных и прочих терминов, просветленно отдыхает на пуховой подушке этой удивительной инструментальной музыки, где мелодии не притязают на актуальность, а философия не используется как завлекательная и модная фишечка. Иногда звучат традиционные китайские флейточки, вовсе не звучат громоподобные церемониальные литавры времен древних императоров. Легкие классические клавишные мелодии солнечной и ароматной ниточкой пронизывают мягкую электронную подложку. Пожалуй, для ориентальной музыки эта пластинка очень европейская, но вся ее эстетика источает аромат чая и дзена. Ммм… Понюхайте!

 

Enya – Sumerigusa (V2 Records – East Records 2005)

Настроение Энии, выпускающей уже не первый диск и заслужившей мировое признание и уважение саундтреком к «Властелину», вплетается в настроение Karunesh, но, бесспорно, на гораздо более высоком уровне. Музыке Энии присущ синкретизм и синтетизм звуков и отголосков культурных традиций. Сложносоставные композиции включают в себя и восточные инструментальные мотивы, и раннесредневековые европейские хоралы, и почти малеровские фортепианные партии, и аллюзии на современные поп-баллады, и внезапные взрывы электронных секвенций, достойных берлинской школы электронщиков. Везде в той или иной концентрации витает призрак Лизы Джеррард, женщины-души европейского этно-романтического направления. Но у той много арабских интонаций, плотно вмешанных в «европу», в то время как Эния проникнута все тем же чайно-китайским настроением. На фотографии она облачена в китайское платье для чайных церемоний. Но если ее наряд соблазнителен лишь для любителей зеленого чая, а оформление диска – для ценителей пастельных тонов, то музыка интересна самым критичным ценителям высокого искусства.

 

The Best of World Music – World Vocal (Landy Star Music)

Вообще-то самое летнее настроение – танцы всякие, веселье. Испокон веков. Во всех странах. Даже у нас, потому что наконец-то тепло и сытно. Сборник «worldmusic» выдержан как раз в этом теплом и радужном настроении. Зажигательное «латино» в исполнении Juan Luis Guerra, слегка грубоватый бретонский шансончик отFile, томный венесуэльский голос Mariam Makeba, классический реггей, спетый Gregory Isaak составляют жутко вкусную пластинку. Объединяются все эти дивные компоненты под соусом хорошей эстрадной аранжировки, при этом слушатель начинает убеждаться в том, что в бразильских сериалах, оказывается, звучат вполне себе клевые вариации на тему народной музыки. Это даже не ирония, это правда. И если бы у нас танцевали вот под это вот, а не под «целуй меня везде, восемнадцать мне уже», был бы рай. Характерно, что на диске нет даже самой попсовенькой вариации на русские или хотя бы близкие к славянским темы. Миру кажется, что русскую музыку вписать в эту международную популяризующую эстетику невозможно. А еще ужаснее, что и русским в массе своей кажется, будто наша этника, отформатированная «популярно», - это Надежда Кадышева. Но отдельные сознательные личности все-таки не теряют надежды, что придет и совсем другое восприятие. Оптимизм – самое летнее настроение.

Автор: Ирина Шувалова