Абсолютное безрыбье, или Музыкальные итоги-2005

Собственно говоря, в музыкальном и творческом плане для российского шоу-бизнеса 2005-й год оказался на редкость бедным. Практически ничего он с собой не принес – ни ярких прорывов и новых имен, ни новых блестящих альбомов от заслуженных звезд и легенд. Запомнились почему-то в основном потери. С них и начнем.

     В ушедшем году шоу-бизнес пережил две крупные потери: во-первых, с «Нашего радио» уволился его создатель и генеральный продюсер Михаил Козырев. Вследствие чего «Наше радио» сильно изменило формат, убило все независимые проекты вроде премии «Поборолл» и съемок новогодних телепрограмм и порадовало фанатов ортодоксального «русского рока» добавлением в эфир «Гражданской обороны», парочки забракованных альбомов «Алисы» и опального прежде «Короля и шута». Вторая потеря – это смерть Юрия Айзеншписа, одного из корифеев шоу-бизнеса и продюсера различных поп-проектов. Вследствие чего осиротела главная звезда зарождающегося и в данном конкретном случае попсовенького российского r'n'b – Дима Билан.

 

     Тем  не  менее,  некоторые  прорывы  все  же случались. Модных  в  прошлом  году, а в нынешнем считающихся уже «старичками» братьев Кристовских сменили другие братья – Костя и Боря Грим. На лицо ужасные, добрые внутри, они порадовали общественность мегахитом «Ресницы» и песней про Кустурицу с сильно оригинальной рифмой «курица – Кустурица». Но на безрыбье, как говорится… одним словом, выбирать было особенно не из чего, поэтому прорывом года можно считать и «Братьев Гримм» - несмотря на если не полную бездарность, то по крайней мере, крайнюю ограниченность в творческом смысле.

 

     Кстати, что касается старичков Кристовских, то их сместили с пьедестала поделом – за такие убогие примитивные альбомы, как их последнее творение «А может это сон?» (2005), стоило бы не только с пьедестала сместить, а совсем в популярности отказать. Когда чувство юмора «пошлеет и мельчает», а запоминающихся мелодий на весь альбом находится одна-две, подобных провалов публика может и не простить.

 

    Некоторые новые имена в 2005-м году всё-таки были открыты – одно из них – группа Мельница. Вообще-то «Мельницу» молодой и новой группой не назовешь – они выпускают альбомы и концертируют уже больше пяти лет, но «вышли в массы» почему-то только в 2005-м. Не последнюю роль в популяризации фолк-рока с кельтскими мотивами сыграло всё то же «Наше радио», поставившее в эфир песню «Ночная кобыла», мгновенно ставшую хитом и взлетевшую на вершину «Чартовой дюжины». Благодаря этому «Мельница» наконец-то раскрутилась и стала активно гастролировать не только по Москве и Питеру, но и по другим городам России. С этим их можно только поздравить, поскольку успех к группе пришел вполне заслуженно. Ещё одной открывшейся в 2005-м звездой стала Ёлка – девушка с определенно новогодним псевдонимом, исполняющая довольно-таки качественный r'n'b. Правда, до масштабов всероссийской звёздности Ёлка пока что не дошла – впрочем, её очевидный талант заставляет надеяться на то, что все еще впереди.

     Самым  долгожданным  альбомом  2005-го  однозначно   стала  «Вендетта»  Zемфиры.  Триумфальное возвращение «девочки с плеером» наконец состоялось. Оправдал ли этот альбом надежд многочисленных поклонников в полной мере – выяснится лишь со временем, однако можно с уверенностью сказать, что Земфира по-прежнему держит высокую планку.

 

      Провалом года неожиданно стал очередной номерной альбом заслуженных ветеранов российского рока группы Алиса под названием «Изгой». Тяжелая однообразная музыка, которую, похоже, адекватно воспринимают только закоренелые фанаты группы. Смысловая нагрузка, безусловно, присутствует, и очень сильная – ведь это всё-таки Кинчев, но форма ее подачи оставляет желать лучшего. Альбом можно смело поместить в категорию «только для истовых фанатов».

 

     Зато  были  и  альбомы,  порадовавшие  гораздо  больше.  Ночные  снайперы в  этом  году выпустили акустический сборник «Тригонометрия-2». Хотя новые песни на нём можно пересчитать по пальцам одной руки, старые в акустике и новой аранжировке звучат просто потрясающе. И безусловно, в предполагаемой номинации «поэт года» Диана Арбенина осталась бы однозначным победителем. Даже не столько потому, что у нас нет других кандидатов на это место, сколько за действительно невероятные по силе и безумно талантливые стихи.

 

     Что  касается  остальных  известных  рок-имен,  то,  похоже,  в ушедшем году их стало еще меньше. Заслуженный дедушка российского хэви-метала Валерий Кипелов, который уже битый год грозился разродиться альбомом, наконец совершил этот поступок - и на свет (истинно, в муках!) появилась пластинка «Реки времен». Более-менее ярко блиставший на отечественном рок-небосклоне Пилот в ушедшем году затаился, готовя к выпуску новый альбом. Зато благодаря изменившейся политике той же радиостанции заново прогремела, в свою очередь, со своим новым альбомом «Гражданская оборона».

 

     Что  касается  западной  музыки,  то  порадовали,  безусловно,  Franz Ferdinand, выпустившие второй альбом «You Could Have It So Much Better», который получился чуть более жестким, чем первый, но при этом не потерял драйва и фирменного звучания. Рок-н-ролл не хочет умирать и упорно возрождается – на этом раз в лице Franz Ferdinand.

 

     Также порадовали  новым альбомом легенды, монстры и обладатели-всех-прочих-званий-мирового-рока-вместе-взятых – старые добрые Rolling Stones. Роллинги в этом году выпустили альбом «A Bigger Band». Группа, участникам которой в среднем около 60, наглядно показала, что они еще дадут фору кому угодно из молодежи. Так же неплохие тяжелые альбомы выпустили Oasis и вернувшиеся после долгого молчания Nine Inch Nails.

 

     В жанре «поп» лидирует, конечно, Мадонна. 45-летняя поп-дива снова вне конкуренции. Мадонна решила всем доказать, что она и в 45 готова танцевать как девочка опять, - и ей это блестяще удалось. Мадонна выпустила невероятно стильный альбом «Confessions On A Dance Floor». Браво.

 

       На этом, пожалуй, остановимся, поскольку перечислить всех, кто в прошлом году хоть что-то сделал для музыки, не имеет смысла. Их было слишком много, но сделали они каждый по отдельности и все вместе – слишком мало.

 

      Так кому же все-таки хотелось бы вручить воображаемый титул «группа года»? Мой ответ – никому. Подождем до лучших времен.

 

 Наталья Суворова