24 июня завершилось второе выступление Роджера Уотерса (Roger Waters) в Москве. Видимо, по задумке устроителей это был концерт не для людей. Сцена напоминала собой коробку, у которой открыта только одна сторона. С трибун, расположенных прямо перед ней, обзор был нормальным, но из партера никуда не годился.
Партер (по крайней мере, так назывался этот сектор, если судить по тому, что написано на билетах) располагался сбоку от сцены, а представители органов охраны правопорядка оттеснили его чуть ли не к полуразобранной «России», поделив на несколько частей (в действиях не наблюдалось никакой видимой необходимости, так что это, наверное, было частью шоу). Между тем, именно в этой непривилегированной (хотя и достаточно дорогой для того, чтобы рассчитывать на человеческое отношение) зоне находилось подавляющее большинство посетителей. Роджер уже после первых нескольких песен заметил, что это не лезет ни в какие ворота («hey, what are you doing THERE?!»), и постоянно после благодарности «thank you» добавлял «and especially to YOU!» - и приветствовал такой далекий и такой близкий партер в полукилометре от себя.
Несмотря на все разговоры о том, с какой трудностью окупают себя концерты западных артистов, о том, что это чуть ли не миссионерство и работа в убыток себе для организаторов, концерт Уотерса явно был всего лишь способом срубить бабла. И плевать было организаторам на чувства меломанов (хотя, возможно, и не настолько, как в недавний приезд Depeche Mode, когда организатор СРАЗУ продал ВСЕ билеты спекулянтам). И тянет всех в последнее время почему-то исключительно в исторический центр. Еще бы: в новостях расскажут, как хороводы сотрудников милиции по десять раз перекрывают Красную площадь, и получится дополнительный бесплатный промоушн.
Нет, я не хотел бы, чтобы рассказ о концерте был таким сухим и негативным. Я хотел бы, чтобы в нем заискрилась вся магия по-настоящему великолепного выступления, выступления такого высокого уровня, которые проходят у нас раз в год и даже реже (пример прошлого года - концерт Фила Коллинза (Phil Collins) в «Олимпийском»), тем более, что всё это действительно так, но... если бы наблюдать это с немного другого угла. Градусов хотя бы с пятнадцати, а не с пятидесяти пяти.
Первая часть концерта, в которой были собраны самые популярные и самые новые композиции Pink Floyd и Уотерса, прошла в таких вот смешанных чувствах, но – это просто чудесно! – Уотерс сумел своим вниманием вытащить нас в авангард этого концерта. Не будет преувеличением сказать, что он играл именно для нас. Взор Роджера постоянно был направлен в сторону метро Китай-город.
Музыканты Pink Floyd были первыми в истории, кто использовал экран на заднем плане для добавления визуального ряда к своей музыке. Поначалу это были краски, которыми оператор капал на стекло, создавая психоделические узоры, потом - специально отснятые видеоролики или анимационные фрагменты. Сейчас таким приемом пользуются практически все, но у Уотерса этому элементу концерта уделяется традиционно много внимания. Клипы были совершенно другими, нежели на концерте 2002 года: станция Баттерси, комиксы к песне Роджера о людях, которых он встретил во время странствий по США в 1961 году, и Луна во второй части концерта.
В этой второй части группа исполнила весь альбом Dark Side Of The Moon от начала до конца. Луна меняла цвет, превращалась в летящее, поглощающее нас пространство, словно из эпизода полета над поверхностью Юпитера в «Космической Одиссее 2001». Если верить флойдовским мифам, то включив во время начала этого видеоролика песню Echoes (или другую композицию - мифы имеют свойство варьироваться), вы поразитесь, насколько синхронно движутся музыка и фильм). Этим аллюзиям был дан ход еще в первой части концерта, когда на фоне кадров с астронавтом можно было слышать голос компьютера HAL прямиком из киноленты. Электронный бит On the Run, небесный вокализ на The Great Gig In the Sky и великолепное звучание гитар просто переносили вас в другую реальность.
В концерте была и третья часть - непременный бис, составленный из песен с альбома The Wall, включая Another Brick in the Wall pt.2, Vera и под занавес (если он там и был, то мы его не видели) - Comfortably Numb. Очень трогательно и совершенно достаточно для счастья.
Это был бы отличный концерт, если бы он не был так безнадежно испорчен расположением зрительских мест. Притом, что они имеют дело с небожителем, организаторы должны замаливать свой позор еще несколько тысяч лет.
Алексей Беспалько