«Единственный летний концерт» - звучит очень интригующе, не правда ли? «Пилотовцы» решили сыграть в Москве всего один сольник за все жаркие месяцы. Зажечь, а потом укатить в тур по всей России, ну и отдохнуть, конечно, тоже.
Если издалека вы слышите нестройный хор (а точнее вопли) полупьяных подростков «Рваные кеды по первому снегу…», знайте - сегодня где-то выступает «Пилот». А где толпа неформальной молодёжи, там часто случаются неприятные казусы. 25-го июня клуб «Апельсин» стоял на ушах: его наводнила беспокойная и шумная масса желтых футболок, галстуков, бантиков. В воскресенье, невзирая на палящее солнце и духоту мегаполиса, фанаты «Пилота» собрались на Малой Грузинской.
Тема концерта заявлена не была, но, учитывая, что недавно «Пилот» выпустил новый альбом, несложно было догадаться, что песни с «Ч/б» обязательно прозвучат. Постепенно заполняя зал, зрители с нетерпением ждали появления музыкантов. Первым неприятным сюрпризом стала задержка концерта на целых полтора часа. Но поклонники терпеливо ждали, лишь иногда скандируя «Вы-хо-ди!», «Сне-гу-ро-чка!» и «Dead-Мо-роз!». Приехавшая съёмочная группа «МузТВ» решила сделать необычный стенд-ап, для чего ведущий должен был встать на сцене спиной к зрительному залу и вещать в камеру. Однако он сделал непростительную ошибку, объявив публике, что он с «МузТВ». Эти слова произвели эффект разорвавшейся бомбы. Зрители вовсю старались показать свою неприязнь к данному телеканалу, скандируя «Смерть попсе!» и ещё одно не очень приличное выражение. Так что стенд-ап был явно испорчен.
Наконец, музыканты появились на сцене. Восторгу измученных ожиданием фанатов не было предела. И первые аккорды были как глоток воды в знойный полдень. Судя по тому, что первые песни были с разных альбомов, концерт обещал быть довольно разношёрстным. В play-листе друг за другом шли композиции разные по настроению и по содержанию, акустические и электрические, старые и новые. Второй неприятный сюрприз ждал нас уже ближе к концу выступления. Во время исполнения одной из песен, зал озарила ярко-красная вспышка, и из самого центра людской массы взвился густой столб красно-белого дыма. Первая мысль «Файер!» вскоре исчезла, так как дым все сгущался и плотнее окутывал зрительный зал. Едва закончив песню, Илья Черт объявил пятиминутный перерыв. «Пилот» покинул сцену. Зрители бросились подальше от слэм-зоны, пытаясь спастись от едкого дыма: то, что показалось файером, оказалось на самом деле дымовой шашкой. Теперь кондиционеры заработали на полную мощность, но неприятный запах держался в воздухе довольно долго.
Вынужденный перерыв затягивался. Опасаясь, что музыканты разозлились и на сцену больше не вернутся, народ в зале заволновался, послышались крики «Илья, прости!». И волноваться было из-за чего: в своё время горящие файеры и распоясавшиеся поклонники на концерте в СDК МАИ переполнили чашу терпения лидера группы, и «Пилот» официально отказался выступать в Москве. Но даже несмотря на такие меры, без «пиротехнических эффектов» почему-то не обходится ни один концерт. Нетрезвые подростки, не обременяющие себя какими-либо мыслями, приходят не слушать музыку, а устраивать слэм, выплёскивая агрессию и получать удовольствие от драки и синяков. Именно они приносят и жгут файеры на рок-концертах и футбольных матчах. Это своеобразная «ложка дёгтя», от которой, к сожалению, никак не избавиться. Одно удивительно: при входе везде и всегда стоят охранники, которые эти файеры и ищут. Но, несмотря на все меры предосторожности, Илье все равно приходиться каждый раз останавливать концерт.
После возвращения на сцену, «Пилотовцы» сыграли еще несколько композиций. И хотя на «бис» были заготовлены целых три песни, спел Чёрт только одну «Границу». Это вполне объяснимо: мало приятного в том, что публика ведет себя столь неадекватно, будто это не концерт уважаемой группы, а фанатские разборки после матча. Поэтому музыканты не стали рисковать и играть «Сибирь»: а вдруг у кого-нибудь в зале осталась ещё одна шашка? Но, как выяснилось позже, второй шашке не суждено было вспыхнуть на концерте. Неподалеку от клуба, её кинули в витрину магазина, разбив при этом стекло. Услышав об этом от охранников «Апельсина», мне почему-то очень захотелось взглянуть в глаза человеку, который это сделал. Только я практически уверена, что каких-либо проблесков разума я бы в его взгляде не увидела.
Историй о том, как ОМОНовцы разгоняют панковские концерты и как cотрудники милиции, не разбираясь, избивают неформалов, можно собрать не одну сотню. Старшее поколение, не искушённое в альтернативной музыке, смешивает в кучу понятия «рокер», «панк» и «скинхед», считая их всех просто «быдлом». И такое отношение отнюдь не беспочвенно. Пока существуют среди любителей тяжёлой музыки отморозки, мешающие наслаждаться концертами, матчами и чем бы то ни было нормальным людям, все альтернативщики будут приравниваться к отбросам общества. Все, без исключения.
Это вопрос не только об отношениях и уважении человека к человеку, но и вопрос о русской национальной культуре. И сейчас, размышляя над этим, можно уйти в такие дебри, что в формат статьи это никак не уместится. Так что, возвращаясь к «Пилоту», хочу обратиться к тем, кто жжет файеры, бьет стекла и устраивает слэм: если вам наплевать на окружающих, то проявите хотя бы уважение к музыкантам, не порочьте название группы! Постарайтесь относиться к нему, как к собственному имени. Тогда никто не осмелится заявить: «Группа «Пилот»? Ее слушают одни отморозки!».
Ангелина Игнатова