География лучше космоса. Две премьеры «Кронос Квартета»

Что может объединять Джима Хендрикса, Софию Губайдулину, Филиппа Гласса, Киммо Похьонена, Tiger Lillies, Била Эванса и Альфреда Шнитке? Это «Кронос Квартет», который виртуозно исполнил произведения столь разных музыкантов.

     Пожалуй,  одно из  ярких отличий  «Кронос  Квартета» – это  уникальная способность соединять академическую музыку и современную. Ни для кого не секрет, что существует два параллельных мира музыки, которые друг друга и не замечают: тот, кто заслушивается музыкой Освальда Голихова - не замечает существования Radiohead и наоборот. Кронос, фактически заставил эти параллельные миры, хотя бы чуть-чуть прислушаться друг к другу.

 

     Существует  множество  музыкантов  ванессомеевского  толка,  которые  упрощают  классику,  а  современную  музыку,  как в мешок, зашивают в классический саунд. К подобным «пластмасскам», естественно, «Кронос Квартет» ни какого отношения не имеет. Он не стремится к упрощению академической музыки или «осерьезниванию» современной. Жанровое многообразие и кажущаяся всеядность – это не что иное, как поиск нового. Воспитанные в классической традиции музыканты Kronos Quartet практически не исполняют классику и бесспорные эталоны: им интересней расширять музыкальные границы, они буквально купаются в экспериментах. Дэвид Харрингтон в одном из интервью сказал: «Случается, мы сталкиваемся с музыкой, которая прямо-таки должна быть услышана публикой. Допустим, это произведения начинающих композиторов, или это уже зрелые авторы, у которых никогда не было шанса быть услышанными, и для меня часть собственного интереса и, если хотите, ответственности, заключается в том, чтобы играть музыку, которую Кронос считает красивой, трудной для восприятия, наводящей на размышления и так далее».

   

     «Кронос Квартет» в Москве не частые гости. Но всегда долгожданные. Нельзя сказать, что концерты «Кроноса» входят в разряд аншлаговых, но они точно попадают в разряд самых обсуждаемых и знаковых событий. В этот раз «Кронос Квартет» привез две абсолютно разные программы. 30 мая исполнялось произведение Терри Райли «Sun Rings». 31 мая – «Избранное».
 

      Программа второго дня давала более полное представление о том, что из себя представляет «Кронос Квартет». Пожалуй, самым запоминающимся номером стала мировая премьера «Армении» Einsturzende Neubauten. Музыканты поочередно бросали свои струнные, чтобы встать и побить по железякам, художественно разложенным на сцене. Абсолютно отсутствовало ощущение стилизации. Будто «Кронос Квартет» вместе с Паолой Престини разобрали музыку Einsturzende Neubauten по кирпичикам, а потом сочинили заново, оставив основную идею произведения и стиля в целом, только уже исходя из логики и голоса своих инструментов и более подходящих им звуков, с которых сняли доспехи электронной обработки, – получился такой акустический индастриал, не лишенный иронии. И очень хорошо и логично прозвучал после этого Квартет №4 Софии Губайдулиной. Здесь уже не сами музыканты выходили за пределы традиционно музыкальных звуков, а наоборот. Если в «Армении» происходило столкновение звуковых противоположностей, то в «Четвертом Квартете» Губайдулиной инструменты выходят за пределы своих возможностей, рождая в самих себе свою противоположность. Сама композитор об этом своем произведении сказала так: «В этой вещи меня интересовало, как «реальное» возникает из «нереального»». И на этой вещи, пожалуй, острей всего чувствовались недостатки акустики зала.
 
      В целом программа «Избранное» состояла из произведений, которые в России «Кронос» исполнял впервые, и включала она в себя произведения разных традиций, стран и континентов. Тут и казахский композитор Куат Шильбаев, и американец Стив Райх, и шведская народная песня, и иракская композиция неизвестного автора. Наполовину заполненный зал был настолько впечатлен, устроил такие овации, что «Кронос Квартету» ничего не оставалось делать, кроме как выходить на бис три раза. Исполняли «Sigur Ros», «Matmos» и Джими Хендрикса. Фурор это произвело невероятный. Можно целое сочинение написать - насколько гармонично в собственной манере все эти произведения прозвучали! «Кронос» как бы вытащил скрытые стороны этой музыки.
  
       Программа первого дня состояла из одного произведения. Было исполнено «Sun Rings» Терри Райли. Об этом произведении можно написать очень много. Композитор Терри Райли в представлении не нуждается. (К слову, Терри Райли не один раз давал концерт в Москве, в мае 2000 года и в прошлом году). Терри Райли всегда был исследователем в музыке, он никогда не боялся экспериментировать со звуком, интегрировать в произведения инородные музыке звуки. И в этом произведении были использованы звуки космоса, которые записало космическое агентство NASA. Это агентство, можно сказать, и стало инициатором создания данного произведения. Именно оно предложило «Кроносу» на основе космических звуков создать музыку. Вполне закономерно, что композитором стал Терри Райли. Помимо того, что он является признанным пионером минимализма, он еще к тому же близкий друг и учитель 1-й скрипки и одного из идеологов «Кронос Квартета» - Дэвида Харрингтона.
Кроме музыкальной части у «Sun Rings»  есть и визуальная, которой занимался прославленный режиссер-постановщик Вилли Вильямс. Он ставил шоу U2, R.E.M. Девиду Боуи и не только...
   

      И что же в результате такого звездного альянса получилось?.. Явно не самый лучший опыт. Какая-то каша из топора. Где в роли топора выступили звуки космоса. Хотя все: и музыка, и звуки, и видео объединены общей идеей, – целостного впечатления не создавалось, каждый элемент «Sun Rings» был как законченное произведение. Это все равно, что оливье делать из не нарезанной палки колбасы, целой картошки в мундирах и зеленого горошка прямо в банке... Произведение получилось ни новаторским, ни оригинальным. Звуки космоса... Если об этом факте биографии данных звуков не знать, то воспринимаются они как обычные шумы, которые очень хочется выключить: они совершенно не гармонируют со струнными. Что касается видео ряда – он был красивый и со своей идеей, но, задумавшись о «картинке» как-то перестаешь слушать музыку. Авторы хотели погрузить слушателей в космос всеми доступными средствами, чтобы все чувства восприятия погрузились в иной мир. А получилось, что слушатель оказался между тремя «березами»: то ли звуки космоса слушать, то ли на экран смотреть, то ли к «Квартету» прислушиваться.
   

        Наверно,  нужно  было  упомянуть  в  самом начале, что в воплощении этого произведения участвовал еще один герой – хор «Сирин», под руководством Андрея Котова. Именно хор придавал какую-то гармонию всему происходящему. Хотя бы на миг склеивал разрозненные части в целое. «Sun Rings» - это искусственное произведение, рожденное под определенную идею. Никакое сопереживание, осмысление не вызвавшее... Звуки космоса NASA лучше отдало бы Kraftwerk, или Space, на худой конец.

   

      Если  подвести  итоги  двух  концертов  то,  конечно,  программа  «Избранное»  оказалась  намного эффектней и интересней, чем «Sun Rings». Но в целом, «Кронос Квартет» оживляет произведения и показывает их так, что после их концертов, кажется, будто слышишь мир как-то иначе... Будто они открыли в музыке какой-то потайной ход. Научили вытаскивать из музыки ее подсознание...

 

Дарья Харченко