Джаз в большом городе

В  минувший четверг в клубе «16 тонн» французский музыкант Эрик Трюффаз (Eric Truffaz) выступил на открытии фестиваля CityJazz.

    Трюффаз (труба) и его аккомпанемент (бас-гитара, барабаны, клавишные), задержавшись по дороге из аэропорта, на концерт прибыли с опозданием, заставив собравшуюся вокруг камерной сцены клуба публику нервно курить и периодически апплодировать выбегавшим на сцену работникам клуба и охранникам. Эрик Трюффаз и его команда в некотором роде волшебники и шаманы – неприметные внешне люди заставили своим появлением, своей музыкой раздвинуться стены клуба. Ломаные, непредсказуемые ритмы, гитарные соло, соло барабанщика (и его же довольно своеобычный вокальный аккомпанемент) и, конечно, завораживающая, виртуозная игра на трубе – все это стоило того, чтобы пробраться поближе к сцене.

 

     Джаз – это прежде всего настроение. И по сути не важно, кто и как экспериментирует с этим жанром, превращая его, например, в эйсид-джаз, который неожиданно становится хип-хопом, где слышится уже рок-н-ролл, плавно перетекающий в расслабленный медляк. А с настроением у французов, как выяснилось, все в порядке: то заставляя собравшихся отбивать ритм  в такт барабанам, то медленно раскачиваться под тающие звуки клавишных и почти неразличимые аккорды бас-гитары, периодически, после каждой отыгранной композиции срывая аплодисменты, Эрик Трюффаз и Ко не забывали мило позировать фотографам и благодарить собравшихся, с акцентом и по бумажке, но это, впрочем, неважно.

 

    Проект  CityJazz  –  явление  в некотором роде уникальное. Поэтому появление такого исполнителя, как Трюффаз, в рамках фестиваля скорее закономерность, нежели случайность.Трюффаз, имеет в своем списке достижений свыше десяти альбомов и вот уже почти два десятка лет остается неутомимым экспериментатором. Импровизация и неожиданность, виртуозность и отточенное мастерство, – вот визитная карточка квартета. Впрочем, сам Трюффаз, выросший в семье профессиональных музыкантов (отец будущего «уникума» играл на саксофоне и руководил оркестром, в котором его сын начал выступать с восьми лет), может себе позволить и эксперименты, и импровизации – во-первых, и то, и другое у него получается одинаково хорошо, а во-вторых, так веселее!

 

    На  последнем  своем  альбоме  «Arkhangelsk» (в рамках поддержки которого Трюффаз и выступил в Москве), записанном совместно с камрадами Марселло Жюльяни, Марком Эрбетта иПатриком Мюллером, Трюффаз, действительно побывавший в Архангельске и впечатленный пребыванием там, представляет разнородную смесь поп-музыки, французских песен и, традиционно, джаза с вкраплениями вокальных партий. Самое то для не занесенного пока снегом большого города.

 

Виктор Демин