Супергруппа- явление крайне редкое и медленно исчезающее, особенно в наше время тотального перепродюссирования. Вот все говорят, мол, рекорд- индустрия постепенно накрывается медным тазом. Major-lables переживают тяжкий кризис, подтачиваемые Интернетом, который вот-вот наведет свой новый мировой порядок. Что-то вроде Лопахина, ломающего с виду уютный, но покрытый мхом вишневый сад музыкальной промышленности. Но мало кто осознает, что суть современного подхода к музыкальному бизнесу от этого вряд ли изменится.
Ведь раньше как было, - некий продюсер в поисках талантов с утра до ночи рыщет по клубам и забегаловкам, чтобы разыскать одну-единственную, достойную внимания группу. Группа находится, подписывает контракт, начинает выпускать альбомы и ездить в турне. И, в зависимости от потенциала, становится либо заметной, либо великой, либо вообще исчезает из поля зрения публики. На протяжении долгих лет этот принцип действовал безотказно. Великие группы, от «Led zeppelin» до «U2», являются примером очень корректного и лояльного отношения продюсера к группе. Даже независимые команды с переходом на major не шибко ощущали на себе давление муз. индустрии. Порядок наводился, но не более того. Музыкант, он ведь, человек дикий, за ним глаз да глаз нужен. И если пришел на завод, изволь соблюдать правила.
Ныне ситуация гораздо более жесткая. Группа либо создается,- это самый тяжелый случай, либо с втянутой в плечи головой ложится в прокрустово ложе современного шоу-бизнеса. Правила диктуются нарочито командным голосом, и на музыкальном плацу однообразными шеренгами выстраиваются унылые однодневки. Вот какую, скажите на милость, группу, из тех, кто прогремел в последние годы, вы бы назвали мощной или великой? «Franz Ferdinand»? Пожалуйста, не смешите народ. «Arctic Monkeys», «Kaiser Chiefs» или «My chemical romance»? Тем более не смешите. Или может быть «Linkin Park»? А вот это даже не смешно.......
Все как-то очень причесано, смирненько и серенько. Вы скажете, а как же «System of a down» или «Queens of the stone age»? Да, действительно мощные и крутые группы. Но они скорее исключение из правила. А нынешнее правило гласит-«Ты крут, пока тебя назначил крутым дядя продюсер». И вся система координат нынешней музыки в большей или меньшей степени подчинена этому постулату. И Интернет в этой ситуации не будет исключением, и когда CD и LP окончательно станут достоянием лишь меломанов, мировая рекорд-индустрия также подомнет под себя и сеть. И найдет массу способов контролировать продажу музыки и наказывать непокорных, которых, конечно же, назовут пиратами.
В данной ситуации существует надежда на стариков, и некоторые из них показывают свои зубы до сих пор, оставляя далеко позади новых однодневных героев. Яркий пример этому - последний альбом «Nine Inch Nails». А некоторые из солидных героев недалекого прошлого в последнее время стали кучковаться в своеобразные клубы престарелых под названием «супергруппы». Вообще-то сам этот термин существует уже давным-давно и вовсе не означает силу, мощь и крутизну коллектива. «Супергруппа»- это, прежде всего, команда в состав которой входят очень именитые участники, будь то осколки известнейших групп или знаменитые исполнители. А это, по идее, является гарантом качества. Но только по идее.
Из того, что появлялось в последнее время всем критериям «супергруппы» полностью отвечают лишь недавно распавшийся «Аudioslave» и широко распиаренный коллектив под названием «Velvet Revolver». Составлен он был из участников групп «Guns`N`Roses» и «Stone Temple Pilots». Оба вышеназванных коллектива были влиятельнейшими формациями девяностых. Для очень многих людей в Америке именно «Guns`N`Roses» являются настоящим воплощением рок-н-ролла. Все годы своего существования эта команда умудрялась соединять силу и мощь харизматичной стадионной группы с коммерческой пошлостью ремесленников, играющих на потребу американского среднего класса. Хотя с годами, все-таки стало ясно, что именно эта циничная банда бизнесменов - лабухов и была последней грандиозной Американской группой. В смысле широты размаха и глубины мистификации. Да и вообще, не думаю, что сейчас кто-нибудь может назвать музыку «Ганзов» совсем уж скверной. Это был хороший коммерческий хард-рок американского образца, вобравший в себя все самое симптоматичное из этого стиля. И если вам когда-либо приходилось видеть Эксла Роуза, скачущего бешеным козлом по громадной сцене или Слэша в фирменной стойке с цилиндром на макушке, то вы должны понимать, от чего так захватывало дух у широких масс американских поедателей гамбургеров. Что и говорить, умели ребята себя подать, пускай и были глубоко вторичной группой. Что касается «Stone Temple Pilots», то эти люди были звездами последней волны оригинального гранджа девяностых. Они поймали завершающую волну этого течения и как опытные серферы смогли подняться на ее утихающий гребень, и у них даже получилось стать весьма влиятельным коллективом в этом жанре. Пускай и не таким великим и самобытным, какими были «Nirvana», «Pearl Jam» или «Soundgarden», но все-же наделавшим много шума. Кстати, «Rolling Stones» во время одного из своих турне по Америке взяли именно их в качестве разогревающей группы. А уж Роллинги всегда держали нос по ветру и лузеров с собой на гастроли не брали.
Именно два этих известнейших имени и должны были стать фундаментом для раскрутки новой формации под названием «Velvet Revolver». Из «Guns`N`Roses» в группу влились Слэш, как говорится, «собственной перцовой», далее басист Дафф Маккаган и барабанщик Мэтт Сорум. Из «Stone Temple Pilots» был рекрутирован манерный вокалист Скотт Уэйланд. Ну и еще «в досыпку» к ним присоединился малоизвестный, но тоже весьма опытный гитарист Дейв Кашнер, сотрудничавший ранее с Дейвом Наварро и рядом групп, в том числе «Infectious Grooves». После масштабнейшей промо–компании эти многоопытные господа с потрепанными рок-н-роллом физиономиями выпустили свой первый альбом «Contraband», проданный тиражом в три миллиона экземпляров.
В принципе, успех этой группе был «назначен» сразу. Не так часто появляются команды, составленные из имен, одно упоминание, которых говорит если не о качестве, то о явном коммерческом успехе. В свою очередь, музыканты угостили публику смесью из классического американского хард-рока, глэм- рока а-ля ранний Боуи и доступного попсового блюза. Впрочем, «Ганзами» на этом альбоме и не пахло, что было явным плюсом Слэшу и компании, и демонстрировало явное желание музыкантов уйти от своих клише и звездного прошлого. Иным был звук, ставший донельзя вкусным и сочным и иной была подача музыкального материала, в которой музыканты использовали новые приемы и находки. Вобщем, резвились на полную катушку. И все-же, после многократного прослушивания альбома оставалось стойкое ощущение какой-то недосказанности. Как-будто музыканты не выложились по полной. Да, сыграли мегауспешый альбом, навели «шухеру» в музыкальном мире. Но не более. Конечно же, от этих людей никто и не ожидал новаций вселенского масштаба. Все прекрасно понимали, что они будут играть коммерческий рок-н-ролл. И даже явный уклон в ретро не удивлял, они и раньше неровно дышали в сторону классики рока. Просто-напросто, этой работе отчаянно не хватало наглой и похабной развязности «Guns`N`Roses», их неприкрытого хамства и истеричности.
Надежды связывались с новым альбомом «Velvet Revolver», чья промо-компания, как заведено, началась задолго до выхода альбома. Давались бесчисленные интервью, музыканты стали звездами гламурной прессы и даже засветились в рекламной компании новой коллекции дизайнера Джона Варватоса. Словом, в воздухе повисло ожидание нового творения команды.
И вот это творение совсем недавно увидело свет. Его появление предваряли весьма нескромные рекламные заявления, что-то типа - «Гениальный альбом единственной и уникальной супергруппы!». Но с первых же аккордов новой работы «Velvet Revolver» все становится на свои места. Это очень крепкая, потрясающе сыгранная и записанная, тщательно отполированная карамель. Нет, на самом деле все отлично. Никто, собственно, и не сомневался, что музыканты выдадут «на гора» очень качественный продукт. И первые три темы альбома-«Let it rock», «She mine» и «Get out of the door» слушаются практически на одном дыхании. Слэш и Кашнер лениво и с оттяжкой нарезают жирные, словно шоколадное масло, риффы, а отточенная и ушлая ритм-секция Маккагана и Сорума умело поддерживает это вкусное и комфортное музицирование. Слэш старается переплюнуть самого себя, дабы его не уличили в заштампованности, и извлекает из своего инструмента довольно изобретательные гитарные пассажи. Уэйланд, в свою очередь, старается петь как можно естественнее, без специфического напора своих ранних работ, и только пару раз срывается на гранджевое мычание и истеричный скриминг. Словом, все очень пристойно и солидно, а про ошибки молодости, вроде бесстыжей группы «Guns`n`roses», забыто окончательно. Драйв, конечно же, присутствует, причем какой-то особый, автомобильный драйв. Это ж все-таки Америка! Только создается ощущение, что если раньше музыканты ездили на спорткарах, то теперь они явно пересели на солидные и не очень суетливые кадиллаки. И чем дальше движется альбом, тем это чувство все более усиливается. К концу диска его безупречность потихоньку превращается в досадную скуку. Как говорится – до боли идеальная музыка с идеальным звуком. И с еще большим, чем ранее, уклоном в ретро. Альбом даже содержит кавер песни «Can`t get out of my head» Джеффа Линна - лидера ветхозаветной группы «Electric Light Orchestra». Надо отдать должное широкому кругозору Револьверов, ибо Линн нечасто становится объектом переосмысления для музыкантов, играющих тяжелую музыку. Но ни эти ностальгические нотки, ни даже скрытый в конце диска квази-кантри трек не спасают этот смачно разрекламированный альбом от постепенной потери интереса к нему в процессе прослушивания.
Хотя, с другой стороны, недостатка в потребителях такого рода музыки не будет никогда. Даже в нашей стране, издревле славящейся своими отвратительными дорогами. Что уж говорить про Штаты, где всегда процветала рок-музыка, созданная исключительно как фон для езды по хайвэю. А если она еще и сыграна великолепными музыкантами и хорошо отрекламирована, то даже такое посредственное творение, как новый альбом супергруппы «Velvet Revolver», ждут платиновые тиражи. В принципе, искать каких-либо откровений в нынешнем творчестве четырех сорокалетних мачо - занятие неблагодарное. Эти музыканты всласть покуролесили по стадионам Америки, и то, что они сейчас делают, - всего-навсего мурлыканье веселых мотивчиков себе под нос. А если за это еще и платят хорошие деньги, то почему бы и не помурлыкать? На весь белый свет.
Роман Матыцин