В первый весенний пятничный вечер (не по календарю!), когда последние льдинки плывут по Неве в едва заметной дымке, предвещая наступление столь долгожданной весны в Петербурге, – прогуливаться по набережным, любуясь пейзажами, кажется еще прохладно, а вот насладиться феерией французских мотивов, gypsy jazz-a и rock'n'roll-a хочется, пожалуй, не только прирожденному романтику или любителю французских шансонье, но всякому уставшему от будничной суеты. К счастью, такая возможность представилась петербуржцам на прошлом «уик-енде», ведь 8 апреля на одной из самых уютных сцен Петербурга «Квартиры 8» прошел концерт Веры Егоровой и группы «The Big Buddy Band».
Фото: Сергей Шокуров
«Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration» («Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота» – пер. с англ.) – именно эти слова великого Томаса Алва Эдисона (практичного американца, а вовсе не одного из французских шансонье) приходят на ум при рассказе о Вере Егоровой и «The Big Buddy Band» – джаз-бэнде, родившимся в стиле необычайного сочетания театра, музыки и цирка, где все артисты работают до десятого пота, выкладываясь до самой последней капли своего таланта. Сами музыканты описывают свой стиль, как «comedy jazz», а слушатели называют их музыкальными хулиганами. Да и стоит ли удивляться? Ведь каждая композиция, исполняемая музыкантами на сцене, превращается в искрометное шоу, поражающее амплитудой возможностей коллектива, спорящего с американским практицизмом, и объясняющего свою безграничную самоотдачу творчеству уже по-французски «Chacun est entraîné par sa passion» («Каждого влечет своя страсть» – пер. с фр.). Так часто в описании группы французский использован не случайно, ведь большая часть репертуара Big Buddy Band в исполнении ослепительной Веры Егоровой звучит именно на французском, в стиле потрясающе эмоциональных и мелодичных французских шансонье, вместе с которыми прямо на концерте в Петербурге - если дать волю фантазии, - можно без труда оказаться и в уютных кафе Монмартра с их романтическими мелодиями и в самых жарких Парижских подвальчиках «caveaux» с их безудержными танцами.
Mais, revenons à nos moutons (Но, вернемся к теме – пер. с фр.) и вечеру концерта, когда пространство «Квартиры 8» стало местом слияния двух культур, а шум Петербурга невозможно было отличить от звуков парижских улиц. Начав свое выступление с легендарной «La vie en rose», написанной в далеких 40-х несравненной Эдит Пиаф (Edith Piaf), музыканты сразу задали непринужденный тон концерта, пронизанного поэзией французского вдохновения струящегося вокала Веры Егоровой, продолжив выступление заводной «Hello, Dolly!», ставшей одной из немногих композиций, исполненных на английском языке. Как было сказано выше, основной репертуар джаз-бэнда составляет классика французских шансонье, давно забытые джазовые пьесы 30-60-х годов и современные хиты западной поп-сцены в авторской обработке музыкантов. Многие из которых по праву можно назвать не каверами, а скорее переложением на собственное музыкальное понимание - изысканное, но современное, - и оттого весьма полюбившееся публике. Ведь элегантное сочетание французского шарма, современной европейской эстрады и true american rock'n'roll-a, дополненное искрами эстонского обаяния едва ли может оставить кого-то равнодушным.
Говоря об инструментальном составе, выдававшим богато декорированный саунд с многоярусной музыкальной фактурой, стоит отметить фантастическую гладкость исполнения и сыгранность музыкантов. Класс игры на саксофоне показали Антон Серегин (альт-саксофон) и Алексей Орехов (тенор-саксофон), казалось объединившие в своей игре стили Джо Хендерсона (Joe Henderson) и Чарли Паркера (Charlie Parker) одновременно. Компанию музыкантам составили Антон Красиков (контрабас), отвешивающий искрометные шутки между композициями и исполняющий роль конферансье, а так же Юра Юров (гитара), Алексей Васильев (клавиши) и Иван Лаптев (ритм-секция). Безупречный стиль, экспрессия и харизма смело позволяют назвать музыкантов поистине первоклассными джазменами, поблескивающими лакированными туфлями, и цепляющими внимание зрителя в аккурат изящными галстуками-бабочками. Но несмотря на несомненные достоинства ансамбля, настоящей королевой вечера, без всяких преувеличений, стала неповторимая Вера Егорова, отбивающая чечетку, стоящая на голове, и без всяких шуток, продолжающая в это время петь, поражая зрителя своим ярким вокалом. Уникальная способность певицы сочетать в своих выступлениях элементы варьете, театра, акробатики и недюжинный талант клоунессы превращает каждую песню вокалистки в отдельный сценический номер, полный поисков собственного уникального языка выражения.
Впрочем самое личное музыканты приберегли на конец, исполнив во втором отделении свои авторские песни «Несерьезная» и «Что с тобой?», прозвучавшей очень лично, заставляя публику трепетно замирать. Но запомнилось второе отделение, пожалуй, самым ярким номером вечера - гитарной импровизацией, исполненной тремя парами рук на одном инструменте, и плавно переходящей в бессмертную «Billie Jean», исполненную солисткой с неподражаемой энергетикой и, как то обязывает номер, блестящим исполнением «лунной походки» короля поп-сцены. Впрочем, как стало понятно позже, с не меньшим успехом джазмены справляются и с жанром американского рок-н-ролла, без всякого труда исполняя как Элвиса, так и «The White Stripes», сыгранными музыкантами на бис под несмолкающий шквал аплодисментов - даже по окончанию вечера не хотевшей отпускать музыкантов - публики. Для общения с которой джазмены посвятили еще добрую треть часа, принимая восторженные отзывы о творчестве коллектива, набирающего все больший оборот в исследовании своих творческих способностей, и заставляющего каждого пришедшего собственным зрительским опытом и эмпирическим путем удостовериться в счастливом настоящем и безоблачном будущем питерского джаза.
Аня Саяпина