Освещенное солнцем деревенское кладбище. Женщины заботливо прибирают могилки своих родственников, а некоторые ухаживают за своими, заранее приготовленными. Так начинается шестнадцатая картина испанского режиссера Педро Альмодовара.
Вполне вероятно, что те, кто хорошо знаком с его творчеством, останутся в легком недоумении после просмотра «Возвращения». Здесь нет того разжигающего душу отчаяния, которое было характерно для героев его предыдущих работ. Может быть, поэтому фильм и не оставляет слишком сильных эмоций. Несмотря на три трупа, два инцеста, одну неизлечимую болезнь и восставшую из мертвых матушку, все в этом фильме светло и очищающе радостно. Иногда даже смешно. Например, показалась очень забавной сцена, когда Раймунда (Пенелопа Крус) позвала своих соседок, и они вместе погружали в машину огромный холодильник с трупаком убитого ее дочкой мужа. Альмодовар примиряет нас с мыслью о том, что смерть – в порядке вещей и бояться ее глупо. Он заставляет смотреть на мир взглядом сильных и неустрашимых мадридских женщин с несколько, правда, подпорченной восточным ветром психикой (ну а кто из нас не без греха?). К середине картины становится вполне естественным, что мама Ирена (Кармен Маура), на могиле которой еще недавно росли цветочки, восстает из Царства мертвых и весело начинает развешивать пестрые ситцевые платья в квартире у своей дочери (Бланка Портильо). И правда, что в этом такого?
В фильме звучит энергичная фламенковая музыка, которую написал композитор Alberto Iglesias. Пожалуй, самые запоминающаяся композиции – «Dos el furgonete» и «Volver» (звучащая в исполнении испанской певицы Эстреллы Моренте). Кстати «Volver» (c исп. «вернуться») – это легендарное аргентинское танго, увековеченное Карлосом Горделем.
«Я так давно не пела – не было настроения. А вот теперь оно появилось», - сказала смуглая Раймунда и, присев на низенький диванчик, исполнила песню, которую в детстве разучивала с мамой («Volver»). «Вернуться! Какое чудо – вернуться: вновь чувствовать ароматы любви, тепло солнца, испытывать порывы, не боясь расплаты», - эти слова припева вполне могли бы стать эпиграфом к новому фильму Альмодовара.
Ольга Чкалова