Лишь бы все, это все - не напрасно было...

Иногда чистить кинокарму просто необходимо. Этим я и занялась, когда в тысячный раз пересмотрела комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Тот, кто не знает ее содержания, вряд ли может это читать, так что напомню коротко: речь идет про истинного интеллигента Шурика (а еще очки надел!), который изготовил машину времени и сам же испытал потрясение от устройства, соединившего его квартиру с далеким XVI веком, а точнее, с палатами Ивана Васильевича Грозного.

    Пересказывать и цитировать этот фильм можно часами, поэтому я остановлюсь на музыкальной составляющей, которая в этом киношедевре состоит всего из трех песен. Во-первых, это песня несравненной Зиночки про январскую вьюгу (в исполнении певицы Нины Бродской). Декорации простые: море, песок, телекамеры. На Зиночке синтетическое коралловое платьице. И кажется, что неоткуда здесь взяться гениальности сочетания картинки и звукового ряда. И тем не менее, эта сцена остается одной из самых любимых для многих телезрителей.  Во-вторых – хоровая песня про Марусю («от счастья слезы льет!»). И, конечно же, «Разговор со счастьем», под которую в палатах великого государя пускаются в пляс все, даже строгий Бунша в съехавшей набок шапке Мономаха.  Песня, ставшая визитной карточкой всех ресторанов страны 70-80-х годов.

    Композитор Александр Зацепин, чья музыка звучит почти во всех фильмах Леонида Гайдая, в том числе и в «Иване Васильевиче», про одную из своих песен сказал: «Я хочу, чтобы эту песню народ пел. Не чтоб по радио звучала или на пластинках, а чтоб народ пел». Сейчас и представить сложно, что из моря, пары пляжных тентов и песни про зиму можно сделать то, что запомнится на много лет. Многие режиссеры всеми силами пытаются перещеголять друг друга в звуковом оформлении фильмов. Новые саундтреки, презентации, шумиха. Все это дает пищу для критиков, но почему-то не вдохновляет обывателей, которым ну совсем не хочется вдаваться в тонкости профессионального подбора композиций. Не правда ли, удивительно? Сидеть перед телеэкраном и не разбираться в этнических, скажем, мелодиях, которые все чаще стали отяжелять и так запутанные фильмы. И ведь не объяснишь простому обывателю, что дело тут не в его дряхлеющих мозгах, а в большой конкуренции, которая заставляет отечественных режиссеров выделывать невероятные фокусы в музыкальном отношении. Не будет он это слушать, а лучше пойдет и, выпив рюмочку, споет что-нибудь из старого. И может, в очередной раз скажет о том, что советские песни куда лучше теперешней абракадабры. «Вдруг как в сказке скрипнула дверь...».

 

Ольга Чкалова