XXVII Международный фестиваль ВГИК. О творческом росте и современности

С 15 по 20 октября во ВГИКе, кинотеатрах «Иллюзион», «Художественный» и «Салют», кафе «Республика» и «Проект О.Г.И.»  можно было (и, честно, обязательно нужно!) посмотреть новое студенческое кино. В новом кино хочется видеть новое, настоящее время: то, которое с нами повсюду и то, в котором именно мы. Мы не хотим советской эстетики всерьёз – только как игру, пародию, насмешку, потому что очевидно – мы давно живём не в СССР.  И поэтому игра в Советский союз всерьёз как минимум разочаровывает, а порой вызывает мыcль: ну когда же мы от этого освободимся.

    Внеконкурсный показ запомнился мультфильмом. Анимационная работа «My generation» Алексея Филимоновапоказывает нам современное прочтение теории эволюции. Козявка под весёлую музыку постепенно превращается в человека. А человек отращивает стрекозиные крылья и зеленые глаза насекомого, превращаясь то ли в героя комикса, то ли в некое высшее существо. Ярчайший образ: Че Гевара с телом Роналда Макдоналда, жонглирующий головой Путина, Пикачу… Получилась великолепная картина того, что творится в голове представителя «поколения MTV», нахватавшегося растиражированных образов-продуктов. От уровня замысла отстал только уровень графики в финале – за это, возможно, фильм и лишили права участия в конкурсе.


    Общее  впечатление  от  конкурсной  программы  таково:  либо  нормально,  либо   очень  хорошо. Игровое кино по сравнению с прошлым годом стало более внятным и интересным. Выросли и режиссёры, и сценаристы, и актеры, и операторы. Красивые кадры, искренние герои и истории, за развитием которых следишь, участникам которых сопереживаешь. Кричать «не верю» не хотелось. 

                                                                                                                   

    «Сказочка» Сергея Казачанского – еще один взгляд на окружающий нас мир. Зритель знакомится с последствиями воздействия культуры масс-медиа на неискушённого человека. Заботливый внук привозит своей бабушке в деревню новенький телевизор. Во время следующего визита юношу встречает уже модная старушка а-ля «Домик в деревне» и потчует его пирожками нового поколения – гамбургерами. Заканчивается история плачевно – внук женится на резиновой кукле из секс-шопа под адский смех бабушки. Весёло-издевательская пародия указывает на псевдоценности и на ту навязанную игру, в которую играет большинство окружающих и мы сами.

 

    Фильм  «Мешок»   Артура  Виденмеера  можно  назвать   чистейшим,  стопроцентным кино. Кино средствами кино. Ни одного предмета просто так – все нужно, всё на своём месте, всё работает. Таких фильмов сейчас мало – заболтанность предпочитают образным средствам выразительности. Приятно, что не все  забыли или отодвинули на второй план классический язык кинематографа – картину, образ, деталь.


    Отдельный  приз  «За  неожиданность  финала   игрового  фильма»  я  бы  дала  работе  Филиппа Юрьева «Утро другими глазами». Четкая, небанальная история, ровное развитие сюжета и непредсказуемость того, что будет дальше – явные достоинства для игрового фильма. Странно, что никто этого не заметил.


    Неигровое  кино.  Очень  сильная  программа  и  очень  разные  работы.  «Прыжок»  Таисии   Решетниковой – и дань актуальному методу съемок «здесь и сейчас» (вспомним КИНОТЕАТР.ДОК и его «действительную жизнь»), и поклон признанным мастерам. Кто смотрел «На 10 минут старше» Герца Франка, сразу заметит, что у Таисии используется тот же метод наблюдения за поведением, лицом человека, находящегося в новой для него ситуации, что и у классика.


    «Разные люди» Андрея Стволинского шокирует зрителя развязкой и указывает на то, что хорошее документальное кино – это во многом работа автора, а не только жизни и её фиксатора-оператора, как может показаться. Фильм – это лицо автора, его отношение к миру, его высказывание. Каждый план, кадр, звук призван стать буквой или словом, посредством которых мы воспринимаем историю. «Разные люди» - это не просто жизнь как она есть, а чётко структурированная жизнь в соответствии с замыслом режиссёра. Андрей показывает ветерана войны Давида Наумовича, школьницу Кристину и Кирилла, прошедшего армию, тюрьму и психушку. Герои рассказывают нам о себе, а затем встречаются на сцене эротического театра. Фильм построен как выведение некоей мысли. Каждый герой – как аргумент при доказательстве, а финал – четкий месседж. Как говорится, всё работает на идею. Часто люди – совсем не то, чем они кажутся на первый взгляд. И часто существует такое, что объединяет совершенно разных людей. «Разные люди» - качественное, и действительно авторское кино.


    Фильм Константина Смирнова «Почему человеку грустно» показывает будни стрингера – вольного журналиста-оператора. Это во многом хроника, где ценен каждый кадр, потому что нам показывают то, с чем не сталкиваемся лично мы, но что существует, тревожит, заставляет кого-то переживать и бояться. В таком кино работа оператора на первом месте – ответственная и опасная. Сохранить спокойствие в экстремальной ситуации, когда ни с того ни с сего вокруг тебя может начаться перестрелка, увидеть при этом кадр и  снять – это под силу не каждому человеку с видеокамерой, и это вызывает уважение. Такое вот операторство в фильме про оператора.

 

    Список фильмов, которые понравились, запомнились, могут называться хорошими в этом году получился очень большим. Для того, чтобы хотя бы перечислить их названия и имена их авторов, думаю, понадобилась бы ещё парочка абзацев текста от меня и пара минут чтения от вас. Для более внимательного рассмотрения – ещё примерно две с половиной таких статьи и энное количество минут. Поэтому я решила ограничиться только теми работами, которые что-то затронули во мне лично и в исполнении которых я не увидела изъянов.

 

Юлиана Камардина