«Времена года» как показатель уровня нашей культуры

12 декабря в «Киномире» прошла премьера фильма «Времена года» турецкого режиссера Нури Билге Джейлана. (приз ФИПРЕССИ в Каннах-2006).

    Премьера прошла как-то нервно для меня в кинотеатре. Куча толпящегося народа с большими пинтами кукурузы и с гармоничным дополнением в виде кока-колы (простите, за рекламу), мягко сказать, сильно раздражали. Причем у каждого свой размер, по размеру души, видимо, этого чуда-гадости.

 

    Фильм, как ни странно,  выявил  уровень  нашей  культуры. Неудивительно, почему многим пришедшим не понравилось. Были слышны отзывы по окончанию: «Скучно», «Нет, не понравился мне»… Захотелось, спросить, а зачем вы сюда пришли? За экшеном? В турецком кино? Или вы не прочитали, что это идете мало того, что на мелодраму, да еще на арт-хаусную мелодраму. Казалось, народ пришел за подсластителем своих вкусных гадостей в виде кукурузы и колы. Естественно, никто не хотел добавки горечи в свой высоко изысканный, приторно сладкий коктейль. Вкусняшки не дали. Пришлось давиться. Ведь дали тяжелую драму любви, реальной, зрелой любви. Без накруток и выдумок. Абсолютный реализм. А люди ждали сказки. Состояние многих, кому фильм не пришелся по нраву, или по желудку, можно было смело обозвать таким модным сегодня термином, как фрустрация.  Реакция в каком-то смысле понятная, но совершенно не взрослая.

 

    Фильм закончился, но финал остался открытым. Мелодрама получилась самая обыкновенная, но все же саму ленту получилось снять очень чутко и проникновенно. Итог: очень много пауз и отсутствие полного присутствия героев. Диалоги молчаливые, а взгляды, желающие сказать очень многое, напряженные и тяжеловесные.

 

    Красивый,  снежный  Стамбул.  Чудесные  пейзажи  и  макросъемка.  Все  располагает.  Удалось вместить в фильм мягкую зиму и жгучее лето. Все перемешено, и именно ощущения то тепла, то холода наполняют фильм. Зима, лето, а потом снова зима... Все ясно и определенно. Развитие отношений героев, кажется, совершенно неопределенным на первый взгляд, а на самом деле с ними все также ясно, как и с временами года. И этот кадр, который надолго запомнится: сменяет кадр другой кадр, а параллельно играет и спотыкается тихая шарманка… Шато Марго, все хорошо, все хорошо…

 

    После этого фильма я как-то спросила у Яна Фосса (культовый человек, который знает о кино все. Если хотите его увидеть, бегом в «Кукер Синема», что в «Джао Да»), что он думает об этом фильме. Он призадумался и сказал, что вообще не сильно так любит турецкое кино, но еще и многочисленные паузы в фильме показались надуманными и необоснованными, заявка на то, чтобы быть Антониони показалась ему какой-то слабой: «Ну вот, да, камера застыла, никто ничего не говорит, ну и что? Что этим режиссер нам хочет сказать? Я так и не понял». Хоть я и уважаю мнение Яна, но все же не совсем с ним согласна. Не надо понимать, что режиссер хочет этим сказать, он в этот момент пытается достучаться до тебя на чувственном уровне, не стоит анализировать. Если трогает, то остальное неважно. Не трогает, то, может, пока не поздно, стоит поволноваться, почему? Почему-то стало по-детски обидно за то, что никто ничего так и не увидел, не услышал, черт возьми, не почувствовал, тогда, как все было ясно, как день, как та зима, как то лето, как сами эти вечно сменяющие друг друга времена года.  

 

Елена Гуткина