Коротко и непусто

В Москве завершился Пятый Уличный Фестиваль Видеоарта «Пусто». В течение четырех вечеров подряд жители и гости столицы имели возможность лицезреть творения мастеров из стран Европы и бывшего СССР в центре города на большом экране. Мероприятие проходило при поддержке немецкого культурного центра имени Гете и посольства Голландии.

    Уличный видео-фестиваль «Пусто» прошел в этом году в пятый раз и  в очередной раз собрал любопытную публику, открыл новые имена, представил свежие и интересные проекты в области видеоарта.  Правда, были некоторые нововведения: место проведения фестиваля было новым – это клуб IKRA и территория проекта FАБRИКА, где на индустриальном фоне транслировались неоднозначные авторские кино-работы. В этом году кураторы проекта осваивали закрытые помещения в качестве пространств для видеоинсталляций, в течение трех дней там можно было посмотреть работы участников фестиваля до начала вечерних уличных показов в выставочном режиме. Тому, что часть программы была вынесена в закрытое помещение, есть несколько причин – нецензурность и окружающая действительность. Показанный в московском клубе «IKRA» материал содержал откровенные сцены, мат, разговоры о наркотиках, а ограничения на уровень шумов в дневное время и их полный запрет ночью, установленные московскими властями, тоже сделали свое дело.

 

    Помимо  традиционной  демонстрации  работ  отдельных  художников  в  этом году «Пусто» продемонстрировал проекты известных российских и зарубежных кураторов. Зарубежные работы были представлены программой немецкого музыкального видеоарта, были показаны работы художников-участников испанского фестиваля «zemos98» (куратор Дарья Пыркина), проекты куратора Сандры Фриммель (Германия), программа таджикского видеоарта. Специально для фестиваля была подготовлена программа видеоарта из Голландии. К тому же были представлены новые работы Якова Каждана, Гора Чахала, Аристарха Чернышева, Николая Олейникова и сотоварищей. Каждый фильм был замечателен по-своему. Авторам, располагавшим небольшим временным интервалом (таков формат) и часто почти не имевшим свободных денежных средств, удалось снять потрясающее своей динамичностью кино. Сюжетами стали и еда из Макдональдса, перемешанная в кухонном комбайне, и работник суда, произносящий последние в ленте слова «Прошу всех встать, суд идет! [в течение 10 секунд смотрит в зал] Садитесь...», и запись избиения человека, отмотанная к началу, а ролик «Володя» про Владимира Ильича Ленина был встречен бурными овациями.

 

     Однако  программа  фестиваля  фильмами не ограничивалась. Например, на закрытии публика могла лицезреть артистов, читающих общественно-политические новости изменёнными голосами, сопровождала это действо электронная музыка. Также крутили музыкальные клипы с весьма нестандартным (как и сам фестиваль) видеорядом.

 

     На  таких  фестивалях  нет  победителей  и  проигравших, есть только судьи - зрители. Они воспринимают фильмы по-разному. Создаётся впечатление, что многие авторы, словно играя со зрителем, специально закладывают в свои работы несколько смыслов одновременно – это признак хорошей работы. Публика вольна выражать свои чувства как ей угодно, и, судя по внешним признакам, не без удовольствия реализовала эту возможность. Вход на мероприятие был полностью бесплатным, в «Икре» работал весьма лояльный фейс-контроль.

 

     Организаторы  фестиваля  гордятся  тем,  что  открыли   обществу новые имена в современном искусстве. Из года в год расширяется международная программа, а сам фестиваль вышел за пределы МКАД и покоряет Россию. В этом году его провели в Тольятти, 10 и 11 сентября были показы в Екатеринбурге, на очереди Смоленск и Питер.

 

Илья Кошелев