Парфюмер: История одного убийцы

Время действия – лет 300 назад. Место действия – Грасс, Париж и окрестности. Первоисточник – популярнейший роман Патрика Зюскинда «Парфюмер». Главный герой – да, он самый – сирота, бывший раб, а ныне гений обоняния и знаток запахов, ко всему прочему ещё и невозмутимый маньяк, одержимый идеей создания лучших духов на земле. Жан-Батист Гренуй, абсолютно бесчувственный (не в смысле жестокости, а потому что действительно не наделен человеческими чувствами) уникум. 13 жертв, 13 убитых девушек, 13 ингредиентов нового пьянящего аромата…

    Совсем недавно все мы лицезрели экранизацию другого мегабестселлера – «Кода да Винчи» по великому выдумщику-спекулянту Дэну Брауну. И если творение режиссера Хауарда с постаревшим Хэнксом и странными погонями на Smart по улицам Парижа вышло каким-то вялым, то фильм Тома Тыквера (автора «Беги, Лола, беги») берет-таки свое. И не просто потому, что столица Франции три века назад была более завораживающим городом.

 

      Из  более  чем двух часов хронометража только первые минут двадцать колеблешься: досмотреть до конца или нет? Далее же остаешься прикован к своему мультиплексовскому креслу. Исполнитель роли Гренуя, восходящая звезда европейского синематографа Бен Уишоу, реально гипнотизирует зрителя своим вроде бы вполне «земным» ликом. Запахи, конечно, не передаются с экрана, но если вы выдерживаете сцену с родами на грязном рынке, не жмуритесь при виде кровавого младенца в рыбных ошметках, вы останетесь прикованы к своему месту до конца сеанса. Убийства показаны Тыквером со всеми неприятными подробностями. От первой до последней жертвы ты замираешь и остаешься в ожидании финала этого ужасного  по своему содержанию  спектакля. Непонятно как, но самые кровавые и душераздирающие эпизоды оказалось вполне возможным перенести со страниц книги на кинопленку, не утратив при этом какой-то животной силы повествования. Для слабонервных  приготовили своеобразный «звоночек»: еще до того, как первая из девушек будет выпарена в котле в помещении парфюмерной мастерской, подобная участь ожидает кошку первого учителя Жана-Батиста. Одним словом, нам ещё дают шанс: пока не поздно, зажмурьтесь, чтобы не видеть всей этой крови, плоти, бледных тел и... грязного, но волшебного группового экстаза в финале.

 

    Употребить  эпитет  «хороший»  по  отношению  к  этому  фильму – все равно, что назвать музыку Beatles прикольной. Это нужно смотреть не потому, что «надо глянуть, как там кино по той самой книжке сделали». «Парфюмер» - последний этап на пути превращения Тыквера в Большого Европейского Мастера. После этого ему можно будет простить почти все. Как прощает он своих героев. Огненно-рыжей Лоле (первая и последняя жертва Гренуя, кстати, практически неотличимы в своей «рыжеватости») давали шанс начать всё заново, отматывая пленку на начало несколько раз. Жан-Батист тоже получает эту возможность; поэтому не думайте, что, посмотрев начало триллера и сцену казни с «дроблением суставов», вы узнаете развязку.

    

      Да, такому, как Гренуй, нет и не должно быть места среди людей, но перед этим он еще возьмет свое, заставив вас бояться, плакать и отворачиваться от экрана, чтобы, в конце концов, быть может, даже выйти с ощущением полной опустошённости. И вернуться в реальный мир. Мир, все еще состоящий из запахов…

 

Максим Корольков