Контрольный выход

Фильм посвящен группе «Joy Division» и ее солисту Иену Кёртису. «Joy Division» была, возможно, не самая известная в мире команда, но она оставила довольно яркий и глубокий след в истории пост-панка. На «Joy Division» во многом потом равнялись такие группы, как The Cure, The Killers. Во главе с Кёртисом группа просуществовала недолго и распалась вследствие самоубийства солиста (ему было 23 года). Но позже музыканты «Joy Division» вновь встретились в своей новой группе «New Order». 

Антон Корбайн в фильме выносит личную драму человека, в первую очередь, а потом уже музыканта. Кёртис очень рано женился, на своей однокласснице, Деборе. «Ты моя. Необратимо» - говорит Иен в начале фильма. Они женятся. «Давай родим ребенка» - продолжает герой фильма. И вот уже Дебора, растолстевшая и некрасивая, в материнских заботах, нянчит малышкуНатали. Но разве может быть что-то более менее обдуманным в 18 лет? С течением времени Иен понимает, что разлюбил свою жену и влюбился в француженку Анник Оноре, которая пришла на концерт, чтобы взять интервью у группы. Что это? Настоящее чувство, увлечение? Причем сам Кёртис начинает уже путаться в своих чувствах, в своей лжи, он хочет быть счастлив, но груз ответственности, угрызения совести перед своей семьей («Натали меня будет ненавидеть потом!») начинает постепенно шатать мир Иена. Все начинает рушиться на его глазах, и он не в состоянии с этим справиться. Тем более, как многие знают, музыкант страдал эпилепсией, а участившиеся приступы и невозможность контролировать их усугубляют мировосприятие Иена. Первый приступ, как показывает режиссер, случился у музыканта в машине, когда они с группой возвращались с концерта в Лондоне. Приступ позже накрывает Кёртиса, когда он на сцене. «Это было очень ужасно? - спрашивает музыкант всех, как пришел в себя. – Анник видела?». Приступы доводят героя до того, что он боится выходить на сцену, его начинают мучить панические атаки. А самой группе, кажется, и невдомек, что  творится внутри вокалиста. Иен говорит в фильме: «Они не понимают, насколько я выкладываюсь на концерте… я не думал, что все будет так серьезно… ».

 

Накануне вылета группы в первое большое турне музыканта находят повешенным в собственном доме.   

 

«Контроль» основан на книге воспоминаний Деборы -  «Прикасаясь на расстоянии». А название фильма отсылает к композиции Иена – «She’s lost control». 

 

Особенно хочется обратить внимание на начинающего актера – Сэма Райли, который и сыграл Иена Кёртиса. Для Райли это дебют в кино и невероятно удачный. До этого его можно было с трудом распознать в разнообразных телесериалах и спектаклях. Сам актер – вокалист рок-группы из Лидса «10 000 Things». Возможно, поэтому ему не так сложно было воплотиться в легендарного фронтмена. Райли на удивление вжился в образ, с точностью до движений…

 

Черно-белая лента, снятая в стиле английского кино «рассерженных» 60-х гг, музыкальный ряд, постоянно сопровождающий кадры – все это заставляет окунуться в ту эпоху, кожей прочувствовать героев, хотя бы попытаться, принять на себя, хотя бы попытаться, горечь выхода из игры музыканта, его усталость, его боль, ведь она настолько огромна, что это сделать почти сродни уйти в апатию зрителю. «Сейчас я хочу умереть…» - напишет Иен потом в предсмертной записке. Сейчас, растянувшееся в вечность.

 

Кёртис сидит с поникшей головой, поджав колени и упираясь спиной в кровать. Дом родителей. Так начинается фильм, этот кадр появляется и позже, под конец, когда круг замкнется.

 

Фильм очень тихо снят. Без пафоса. За что Корбайну хотелось бы пожать руку, за эту драму, которую осознаешь, которая трогает за самое нутро. Мало кто знает, что именно из-за группы «Joy Division» неизвестный тогда еще голландец Антон Корбайн приехал в Англию.  И кому, как не ему, предназначалось снять этот фильм. Возможно, в этом ему помог самИен Кёртис.

 

Как-то в своем единственном интервью Иен ответил на вопрос журналиста, что он подразумевает, когда говорит о «жажде полета»:

 

- Хочу реализовать свои сны. Например, мне часто видится, как гигантский гриф парит над Манчестером, держа меня в когтях. Потом он бросает меня в облако, и я начинаю тонуть в этой мерзкой воздушной каше. Ощущение невообразимо прекрасное....

 

«Контроль» подошел к концу. Последние кадры: небо низкое-низкое, нависшее, тяжелое. И черный-черный дым, вырывающийся из трубы, наконец, в небо, свободный, очищающийся, растворяющийся в облаках…

 

Фильм получил множество наград, сред них: «Лучший дебют», «Лучший фильм», «Лучший европейский фильм», «Двухнедельник режиссеров», Канны 2007.

 

Елена Гуткина