Живая «Родная речь»

«За мной, читатель»,-  услышала я  слова Мастера,  стремительно поднимаясь по лестнице на 5 этаж и переступая порог первой московской квартиры Михаила  Афанасьевича Булгакова по адресу Большая Садовая д.10 кв. 50. Вошла и окунулась в жизнь Москвы конца 20-х -30-х годов с дребезжащими трамваями, постовыми в белых кителях и фуражках,  в разноголосицу толпы, в шум примусов на коммунальной кухне, в чемоданы, коробки, самовары, утюги,  бутылки. За всей этой какофонией звуков я различила стрекот пишущей машинки из-за дверей одной из комнат и остановилась перед ней: «Здесь живет Мастер!». 

 

«Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним – писателем…» - напишет он в этой комнате в 1923 году.  Эти пророческие слова вернули меня в бесснежный декабрь 2008 года в квартиру Мастера, ставшую музеем, в которой продолжают звучать фантастические строки его произведений. 

 

Звучать не только в воображении его многочисленных читателей, но и наяву – голосами актеров творческого объединения «Родная речь», созданного для пробуждения  интереса у зрителя  к текстам русских к лассиков, для открытия  новых возможностей этих текстов, их визуализации в новом пространстве. Именно поэтому первый проект объединения НЕспектакль«Записки покойника», поставленный по текстам «Театрального романа» Михаила Булгакова проходит прямо в квартире  автора.  

 

Зрители на кухне при свечах слушают исповедальный рассказ Максудова о том, как перед ним на столе загорелась волшебная коробочка, где он увидел  свой дом, любимые лица родных и друзей, и до боли захотелось ему записать свое видение, сохранить его на бумаге, рассказать о нем другим.  

 

В гостиной нас встречает режиссер Иван Васильевич, создатель Системы, списанный с Константина Сергеевича Станиславского, восседающий в кресле и прежде всего интересующийся у Максудова, кем был его батюшка и верит ли он в гомеопатию. Актерствует прима театра Людмила Селиверстовна Пряхина, изголяется над сотрудниками секретарь редакции Торопецкая. Героев «Театрального романа» оживляют актеры Алексей Гнилицкий, Татьяна Циренина, Павел Лаговский, Елена Чекмазова. Они открывают перед зрителями дверь для встречи с родным русским языком, живым словом писателя, которому он посвятил свою жизнь.

 

 

 

Author of Review:

Галина Гречишкина