Лето в Нью-Йорке

«Летний круиз» стал, безусловно, одной из интереснейших литературных находок за последние несколько лет. Ведь более шестидесяти лет рукопись была спрятана на дне одной из коробок в заброшенной квартире писателя. И чудом ее не выбросил нашедший. Правда, он решил продать ее с аукциона, но тут опомнился фонд имени Трумена Капоте и выкупил права на рукопись, опубликовав ее. Главный вопрос, который вызывает каждая новая находка никому доселе неизвестного творения знаменитого автора,— стоит ли публиковать все эти произведения, чаще всего сознательно скрытые от людских глаз их создателями. Ведь никогда, даже во времена своей наибольшей славы, когда издатели готовы были опубликовать что угодно, подписанное фамилией Капоте, писателю не приходило в голову издать свой ранний опус…

 

При этом "Летний круиз", конечно, печатать стоило. Во-первых, потому что это неплохая книжка, если мерить не по "Завтраку у Тиффани" и "Хладнокровному убийству". А во-вторых, потому что она что-то добавляет к образу Капоте.

Писать "Летний круиз" Капоте начал в 1943 году. Ему тогда было двадцать лет. Он работал в журнале "Нью-Йоркер", но легендарный главный редактор "Нью-Йоркера" Гарольд Росс выгнал молодого сотрудника как подающего недостаточные надежды, и Капоте пришлось возвращаться в родной штат Алабама. 

Там молодой автор продолжал работать над "Круизом", пока в декабре 1944 года — как Капоте позже рассказал своему биографу Джеральду Кларку — он не засунул рукопись в дальний ящик стола. А потом "взял несколько хорошо отточенных карандашей и новый блокнот с желтыми линованными листами, забрался в постель, не снимая одежды, и написал исполненную удручающего оптимизма строчку: "Другие голоса, другие комнаты — роман Трумена Капоте". Написанные три года спустя хрупкие, утонченные, болезненные «Другие голоса, другие комнаты» «Летний круиз» почти не напоминают: как ни странно, он куда современнее и взрослее. Скорее уж, эту повесть о первой любви можно прочесть как набросок к «Завтраку у Тиффани».   
 

Начавший в "Летнем круизе" с описания красивыми словами интеллигентских банальностей Капоте в дальнейшем стал автором чуть ли не важнейших штампов нашего времени. Например, основополагающей идеи, что, убивая убийцу, общество абсолютно ему уподобляется, так замечательно высказанной в "Хладнокровном убийстве", что ее воплотил Кубрик в своем фильме "Заводной апельсин". Или правдивого соображения, что по-настоящему понимать женщину может только тот, кто женщинами как классом не интересуется - то есть гомосексуалист, а своих гомосексуальных наклонностей Капоте не скрывал («я не святой, я – алкоголик, наркоман, гей, и – гений»).

В «Летнем круизе» Капоте волнуют межсословные отношения юной Грейди Макнил и их трагические последствия. В воздухе пахнет грозой, ведь избранник – иного круга, парень с автостоянки, впрочем, суть не в социальной разнице: эмоциональный накал здесь не в ней, а в том, как влюбленные наслаждаются счастьем, ссорятся, хотят быть сильными и снова стремятся друг к другу.


Грейди Макнил очаровательна и бесшабашна, под стать своему мужскому имени. ВГрейди, этой младшей сестре Холли Голайтли, заложено предчувствие будущих героев Капоте – всегда чуточку сумасшедших, почти эксцентриков, живущих вразрез с обычным миром. Они бегут куда-то в поисках своего места на земле, но такого места нет. Почти каждый эпизодический, мелькнувший на страницах этого короткого повествования персонаж – просто сверхобъемен, а подчас даже достоин быть центром какого-нибудь другого романа…


Трумен Капоте  заставляет почувствовать кожей сначала летнюю свежесть, а потом – тяжесть августовского зноя, предчувствие беды… Как все это стало возможным в столь юные годы? Однажды Капоте кокетливо пошутил: «Мне нужно всего лишь подбросить горсть слов в воздух, и они падают точными фразами».

 

 

Author of Review:

Даша Поденок