Биеннале молодого искусства «Под солнцем из мишуры»

Для любителей современного искусства главным событием этого лета является Московская международная биеннале молодого искусства, основной проект которой открылся 10 июля в здании ЦДХ на Крымском Валу. Куратор Катрин Беккер собрала работы перспективных авторов со всей планеты от Индонезии и ЮАР до США и России. В результате получилась любопытная выставка, где мирно уживаются Уолт Дисней и NASA, Ролан Барт и флора, сложные технологии и художественная непосредственность.


Кто-то рассказывает историю своей бабушки, кто-то имитирует самоубийство в прямом эфире. Посетителя ожидает самый настоящий аттракцион, где можно посмотреть слайдшоу из Иерусалима, зайти в "длиннохвостую пещеру" и понаблюдать за машиной, которая вяжет бесконечный чулок из белых ниток. Рядом в фонтанах журчит вода, в одном из соседних залов звучит "аккорд смерти", со стен угрожающе глядят люди-монстры, словно выхваченные из клипа какой-нибудь сумасшедшей рок-группы. Но не стоит думать, что новому искусству чужды серьезные размышления. Наряду со стилистическим многообразием важной чертой, объединяющей многие произведения на выставке, является экзистенциальная рефлексия: вопросы жизни и смерти, времени и пространства, национальной идентичности и исторической памяти - все это волнует молодых художников. Например, в своем видеоперформансе чернокожая Лерато Шади из ЮАР занимается физическим воплощением времени: несколько часов она сидит перед зрителями в белых одеждах и вяжет длинную ярко-красную полосу, которая как будто исходит из ее живота. Работа Ин Чжун 'A is for..?' - это новый алфавит в метафизических формах спирали и шара. 


Художники играют со стилями и историей искусства в целом, смело заимствуют, переосмысляют и развивают идеи предшественников. Манекены, обезьяны и куклы в проекте Эвы Котатковой свидетельствуют о богатой традиции чешского сюрреализма, а световые инсталляции «Постановка» (З. Абдалян и Дж. Розенцвейг) и работа из Пакистана «Рай парадокса» напоминают световые эксперименты Джеймса Таррелла, выставка которого с успехом прошла в центре «ГАРАЖ" в прошлом году.


Многие работы отсылают к другим видам культурной деятельности - например, к кинематографу. Такая практика характерна для большинства произведений видеоарта, при создании которых используются съемка камерой, монтажные склейки, закадровый текст и так далее. Следует подчеркнуть, что для кинолюбителя видеоработы нередко становятся источником радости или по крайней мере любопытства, ведь в них можно встретить кадры из любимых кинолент, отметить аллюзии на творчество любимых режиссеров и увидеть знакомые лица любимых актеров. Истинное удовольствие доставляет видеоработа Эли Кортиньяс, в которой на основе шедевров Джона Кассаветиса «Женщина не в себе», «Премьера» и «Глория» с Джиной Роулендс в главной роли благодаря тщательно продуманной драматургии прослеживается история матери и дочери. Монтаж играет важную роль и в остроумном фильме Лорри Прувост 'It, Heat, Hit', где образ и текст парадоксальным образом сочетаются друг с другом. Работа Закари Друкер (США) 'At Least You Know: You Exist' отсылает к классике видеоарта (в частности, к творчеству Йонаса Мекаса или Стэна Брэкиджа) и является одной из самых сильных в эмоциональном плане работ на выставке: поэзия за кадром и в кадре и безупречный визуальный ряд с хрупкими кристаллическими подвесками и старыми вещами в интерьере мало кого оставит равнодушным. Благодаря произведениям видеоарта у посетителя есть возможность увидеть Белу Лугоши в роли Дракулы, узнать, что Дзига Вертов"поразительно эйфоричен по отношению к пролетарским массам", в очередной раз убедиться, насколько киногеничен сигаретный дым, и посмотреть фотофильм в духе "Взлетной полосы" Криса Маркера. 


Можно провести параллели с известными фильмами, которые цитируются не только в видеоработах. Рассматривая проект Анны К. Е. «Где-то на Западе», кажется, что вот-вот из дома выйдет герой Майкла Мэдсена из 'Kill Bill - 2', закурит и фирменно прищурится. Серия фотографий Чарли Вулли «И вот "я» - это кто-то другой» по стилю рифмуется с кадрами из картин Дерека Джармена, а работа из раскрашенной ткани 'Superinflacion' (Матиас Солар, Чили) напоминает интерьеры из фильма «Асса» (в частности, творчество Тимура Новикова).


«Под солнцем из мишуры» - название основного проекта биеннале, позволяющего среди будней и суеты по-новому взглянуть и на будни, и на суету - привлекает внимание к социальным проблемам, а также доставляет радость чистого искусства и незамутненного восприятия.

 

 

Author of Review:

Лидия Панкратова