В год 155-летия со дня рождения Максима Горького Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке выпустил одну из самых известных пьес русской драматургии – «Вассу Железнову». Для постановки режиссер Семен Спивак выбрал первую версию пьесы Горького, написанную в 1910-м году, и широкими мазками нарисовал картину бессмысленных семейных противостояний, вечных подозрений и холодных сердец.
По признанию самого Максима Горького, его пьеса «Васса Железнова» – лучшее из всего, что он написал. Эта пьеса имеет невероятную сценическую историю и насчитывает множество прекрасных постановок в русском и мировом театре, однако до сих пор считается до конца неразгаданной в своих глубинных и внутренних смыслах. Возможно поэтому, спустя 25 лет автор полностью переписал пьесу, создав ее вторую редакцию с измененным сюжетом, сместив смысловые акценты с темы семейного противостояния на классовые проблемы. Первую, апеллирующую к семейным ценностям, и словно списанную с общества XXI века, Горький написал в 1910 году, вторую – в 1935-м. В разные годы наиболее популярным становился то один, то другой вариант. В советское время наибольшей популярностью пользовалась вторая редакция пьесы, в которой Горький максимально обострил тему классовой борьбы. И, исходя из социального контекста, связал судьбу Железновых с обновляющейся эпохой.
В спектакле Молодежного театра режиссер-постановщик Семен Спивак и режиссер спектакля Екатерина Унтилова решили показать историю противоречий внутри семьи, занятой борьбой за наследство, обратившись к первому варианту пьесы, в котором нет социальных конфликтов, политических реалий и общественного пафоса. Нет ни слова и о конфликте классовом. В этом варианте конфликт внутри семьи не имеет соотношения с определенной историей. В нем более затрагиваются морально-нравственные проблемы. Сюжет основывается на показе взаимоотношений внутри семьи, где главная героиня выступает в первую очередь как мать, занимая одну из лидирующих позиций в широком списке глубинных и противоречивых женских персонажей русской драмы.