Счастье есть!

О творчестве Billy’s Band сложно судить по тем композициям, что звучат в ротации FM-диапазона.  И даже многочисленные тексты музыкальных критиков об этой  группе  составляют  весьма туманное представление. Для  того, чтобы понять музыку «команды Билли», необходимо побывать хотя бы на одном их концерте. Народную поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»  можно смело перефразировать в «Лучше один раз услышать, увидев». Недавно в клубе «16 тонн» прошло одно из самых эмоционально-эксклюзивных выступлений петербуржской группы.

Стоит сразу заметить, что концерт начался вовремя, как это и принято у интеллигентных и вежливых исполнителей. По этому радостному поводу сразу была взорвана петарда с серпантином, взлетевшим под потолок концертного зала.  Oстатки  которого еще долго витали в воздухе. На сцене – все участники коллектива: Билли Новик со своим традиционным контрабасом и бубном под ногой, Андрей Рыжик, подпрыгивающий со своей электрогитарой, Антон Матезиус с почти что игрушечным баяном и Михаил Жидких, практически слившийся во французском поцелуе с золотым саксофоном. В глубине сцены – тарелки, перкуссия, тамбурин и афиша о грядущих московских выступлениях группы на Никитских воротах.

 

Задав настроение песней «Счастье есть», Билли продолжал и развивал оптимистическую тематику на протяжении всего концерта. Исполняя «Сказку о нечисти» Владимира Высоцкого, Новик особо выразительно и громко утверждал «И не страшно ничуть!», периодически прячась за габаритный контрабас.   Перед песней «Всё хорошо» Билли рассказал историю о том, как недавно ехал на трамвае и, услышав запах горелой резины, предпочел поездке пешую прогулку по Санкт-Петербургу. Когда Новик выходил из того самого трамвая, он обратил внимание на номер дома – «улица Купчинская, дом 13». Кратко поведав об окрестностях Купчино, Билли вспомнил, что первые 26 лет прожил именно в этом районе.  Там же он и написал лирическую «Всё хорошо» - «…так что же ты плачешь, так же нельзя, он не сможет без Купчино и без тебя».

 

Что касается остальных монологических воспоминаний и размышлений Билли, прозвучавших на концерте, то их не стоит пересказывать по двум причинам.  Интонации, настроения и точные слова лидера Billy’s Band довольно сложно передать на бумаге.  Но тематика всё та же, утверждающая абсолютное счастье в жизни человека в самых различных ситуациях, начиная от воздержания, которое помогает расти и развиваться личности  до Синдрома Беспокойных Ног (СБН), о котором Новик вычитал в научно-популярном журнале. Единственное, что в этой истории беспокоит Билли – факт совпадения двух последних букв аббревиатуры недуга с его собственными инициалами.  Каждый монолог сопровождался музыкальным аккомпанементом и фактически представлял собой отдельную прозаическую композицию, достойную быть записанной в студии. Время от времени из зала выкрикивались просьбы исполнить ту или иную песню из репертуара коллектива. Новик, который уже начинал играть что-то определенное на контрабасе, отмахивался: «Нет, опять не угадали!». «Ну, пожалуйста!!», - не успокаивались поклонники. «Другое дело!!» - улыбался Билли и менял мелодию задуманной композиции на ту, что просили зрители.

 

Не обошлось и без забавных казусов. В самом начале знаменитой «Оторвемся по-питерски», гитарист Андрей Рыжик долго не мог понять, какую именно песню коллеги собирается исполнить, и обращался к ним  с вопросительными взглядами. И только когда Билли запел первую строчку, он тут же нашелся и вступил. В перерывах сам Билли Новик время от времени задумывался и на несколько секунд задирал голову к потолку, очевидно, вспоминая очередную притчу. Публика скандировала: «Давай еще!!». Тут уже Рыжик прерывал задумчивость Новика фразой: «Давай еще!! Чего стоишь?» - и контрабас заиграл «Песню кота и пирата» из культового мультипликационного фильма «Голубой щенок».

Выход «на бис» заслуживает отдельного рассказа. Билли Новик, взял электрогитару и без медиатора исполнил песню Тома Вейтса «Blue Valentine». Увидеть лидера Billy’s Band с гитарой вместо контрабаса многим пришлось впервые, что и стало настоящим эксклюзивом концерта. Однако больше всего поразил не сам факт, а исполнение. Когда Билли поет «Blue Valentine»,   ощущаешь себя не в московском клубе «16 тонн», а где-то в затерянном Нью-Йорке Джима Джармуша, где нет ни души, а на весь город слышатся только звуки электрогитары, саксофона и голос Новика, сообщающий что-то личное то шепотом, то переходя на крик.

 

Зал встретил песню Вейтса овацией, а сам Билли добавил, что когда-нибудь мы все дождемся приезда Тома Вейтса в Москву и  он покажет, что такое «настоящий говноджаз». Окончательная точка была поставлена песней «Кладбище девичьих сердец», во время исполнения  которой было особо заметно, что сами участники Billy’s Band получают от концерта не меньшее удовольствие, чем зрители: смеются, прыгают и пританцовывают в такт. Передача положительных эмоций, которые именуются счастьем, прошла более чем успешно.

 

 

Автор: Виктор Ян Прокофьев