Фестиваль современной культуры. ФСК. День последний

ФСК. День четвертый

Если в предыдущие дни выступали звезды джаза из Европы и США, то этот вечер наполнили мелодиями музыканты из Ближнего Зарубежья: стран СНГ и Прибалтики. В первом отделении - классический джазовый состав: Анатолий Вапиров (Болгария) – саксофон, ВладимирТарасов (Литва) – ударные, Владимир Волков (Россия) – контрабас, Юрий Кузнецов (Украина) – фортепиано. Каждый из музыкантов по-своему интересен, и у каждого свой творческий путь.

Анатолий ВАПИРОВ начинал играть в 60-е годы в Ленинграде, а сейчас вот уже около десяти лет живет и работает в Болгарии. Анатолий постоянно стремится к поиску новых выразительных средств в джазе, новой тематики, новых форм. Он одним из первых у нас решился на создание монументальных, почти симфонических по своему построению джазовых пьес - в 1977 году появилась его "Славянская мистерия", которая принесла саксофонисту и композитору первую всесоюзную известность. Сочинял джаз для саксофона со струнным квартетом и одним из первых не только в советском, но и в европейском джазе начал строить свои композиции целиком на основе переосмысленного и трансформированного фольклора разных народов.

Владимир ТАРАСОВ занимается музыкой более тридцати лет. Первым из русских барабанщиков Тарасов стал выступать с сольными концертами, неизменно восхищая публику своим виртуозным владением ударных инструментов всех видов, размеров и происхождения. Помимо активной деятельности на джазовой ниве - в разные годы он играл с Сергеем Курехиным, Джоном Зорном, Эндрю Сириллом, Анатолием Вапировым, - Тарасов также сотрудничал с симфоническим оркестром Литвы, где живет последние три десятка лет. Тарасов - неутомимый пропагандист нового и фри-джаза, постоянный участник и вдохновитель международных интеркультурных проектов, автор музыки к нескольким кинофильмам и театральным постановкам. Одним словом, Тарасов - это легенда!

Владимир ВОЛКОВ закончил консерваторию им. Римского-Корсакова. Работал с Сергеем Курехиным, Игорем Бутманом, Аркадием Шилкопером, Сайньхо Намчилак и другими персонами. А о том, как он выступил дуэтом с Дэвидом Мюрреем, можете прочесть в статье «ФСК. День третий».

Юрий КУЗНЕЦОВ в своих выступлениях смешивает музыкальные течения и стили, играя традиционный и авангардный джаз, переосмысливает наследие мастеров прошлого, создает электронную и компьютерную музыку. Но он не просто пианист, еще он композитор. Композитор в старом, средневековом смысле слова, когда эта профессия не отделялась от исполнительской. В его арсенале картина "Запах осени", в соавторстве с Алексеем Козловым - музыка к фильму "Грешник", а с Владимиром Чекасиным - к "Такси-блюз", получившему Гран-При Каннского фестиваля.

 В общем и целом, весьма занимательный квартет.

На самом деле, подумалось мне, ведь прозвучит хорошая или очень хорошая музыка, и вот как ее описать? Ведь голоса, даже шепот публики вокруг уже отрывают, прячут частичку музыки, звуки расходятся на чужие уши, доходя до моих уже другими. Музыка стареет в чужих ушах и в моих умирает. Как же описать эту сиюминутную, умирающую и рождающуюся вновь в мелодиях и звуках жизнь? Этому вопросу наверняка посвящены тома мемуаров по истории музыки и жизнеописания мелодий, так что стоит лишь сказать, ловите момент и в нем творчество.

В музыку можно вложить разные смыслы от революционного до библейского.  А группа Pozvakowski, которая выступила во втором отделение, выбрала социальное начало. Коллектив хоть молодой (сформирован в 2000-м году), но затрагивает довольно наболевшие темы. Например, эпоху холодной войны они сопоставляют с агрессивной политикой сегодняшнего дня. Таким образом, упоминая о прошлом, предупреждают нас о будущем: информационных войнах, глобализации, экологических катастрофах и эпидемиях. Неся своей музыкой ту же самую агрессию, разрушая звуками гитары иллюзию покоя и сотрясая стены протестом барабанов, они умудряются транслировать на экраны обучающие фильмы о ядерной безопасности, достижениях советской науки и спорта. Оголяя этим нерв противоречия, пытаются заставить слушателя задуматься, обидеться или безответно уйти. Группа Pozvakowski – яркое пятно в центрально-европейском пост-роке; трио из басиста, барабанщика и гитариста -  один из наиболее перспективных молодых инструментальных коллективов Венгрии,.

Выступление обеих групп стало достойным завершением фестиваля, обещающем его продолжение в следующем году.

 

 

Автор: Даша Поденок