Фестиваль современной культуры: звезды джаза со всего мира

День первый

 

     В клубе ДОМ есть  одно замечательное место. Это, конечно, секрет, но вам, дорогие читатели, я его открою. Дело в том, что когда ты опаздываешь, (а журналисты делают это постоянно) все места в клубе уже заняты. Но это секретное место выручает. Оно находится под потолком, над баром. Это что-то вроде лежанки, но называется по-турецки (сложное слово – не осилила). Удобно устроившись на верху, можно было разглядывать гостей фестиваля, но, увы, стоящая в центре зала колонна позволяет созерцать лишь часть сцены.  Но в этот вечер важно было не видеть, а слышать.

 

       Итак, начнем репортаж «со взглядом на половину сцены». Открыл фестиваль питерский проект ФИГС - это Федорова Екатерина, Иванов Алексей, Гудвин Маркус, Судник Николай. Они выступают в таком составе около года, но в Москве их принимают так же тепло, как и в северной столице. Если я возьмусь описывать музыкальную сторону их выступления, углублюсь в термины, доли и прочее, то часть меня не сможет понять. Не буду утомлять вас подробным описанием всех инструментов проекта ФИГС: многочисленные ударные, перкуссии, терменвокс, колокольчики, треугольники, бубны и так далее. Когда музыка не ограничена рамками слов  и строгой мелодией, у человека рождаются необычные образы и ассоциации. Именно так и воспринимаешь часовое выступление группы. 8 утра, воскресенье. Сосед затеял ремонт, методично стучит молотком. Почему-то звенит будильник. На кухне течет кран. Капли громко перестукивают в пустой комнате по грязным кастрюлям. Кто-то упорно протирает стекло пенопластом. Прилетели инопланетяне и стали оживленно беседовать между собой на непонятном языке. А сосед все стучит, стучит…- а как еще можно описать такую музыку, как не ассоциациями?

 

     Во  втором  отделение значились мировые звезды, и большинство публики с нетерпением ждало их выступления. Фред Фрит - известнейший нью-йоркский гитарист, друг Джона Зорна, группы The Residents и Брайна Ино. Крис Катлер – мультиинструменталист, изобретатель, аранжировщик и вообще мастер на все руки… Вдвоем они выводят фантастические музыкальные узоры. Мелодия перескакивает с грани на грань, задевает тонкие лучи, которые стенают и вибрируют от этого. Музыкантам подвластно управление звуками - они оставляют их в одиночестве, осыпают звездами или же увеличивают до безумных размеров. Думается, что если бы удав Каа был музыкантом, он играл именно такую музыку перед бандерлогами.

 

      Фрит и Катлер изучили свои инструменты дотошно, знают, что с ними делать: можно ли бить по гитаре барабанными палочками, кидать на нее тряпку, капаться внутри инструмента.  Не знаю, откуда берутся эти звуки, их просто не должно быть! Больше часа без перерыва играют музыканты - некоторые гости не выдерживают и уходят.  Но в зале собрались не случайные люди, большинство из них знают практически наизусть дискографию и Фритта, и Катлера. Для них важно видеть каждое движение рук музыкантов. А мне видна лишь часть сцены, зато слышно все!

День второй

 

     В  этот  вечер со сцены в духе трубадуров неслось: «Привет! Bonjour! Hello! ». К нам заехали на час иностранные гости: команда Vialka из Франции и группаAcoustic Ladyland прямиком из Великобритании. Организаторы решили соединить в одном месте, в одно время  две команды, которые нельзя заключить в рамки только джаза. Эти две группы, пожалуй, по взрывной энергетике и схожи, но их стили сравнивать сложно.

 

       Итак, дамы и господа, представляем вашему вниманию группу Vialka. Этот коллектив играет быстрый и громкий европейский фолк. Всего два человека - Эрик (бас, баритон-гитара, крики, «оры» и вокал) и Мэрилиз (ударные, крики, «оры», вокал) - создают музыку, включающую множество жанров и поджанров, простую и одновременно сложную, и что точно – незабываемую! Они нестандартные, живые, артистичные, и самое главное - они искренние.

 

     Всего  пара  цитат может емко охарактеризовать то, что играет группа Acoustic Ladyland. «Там, где мрачность и интеллектуальность сталкиваются, образуя гибрид панка и джаза, звучит захватывающая музыка Acoustic Ladyland». 

 

     По словам Barfly «они заставят ваши сердца биться быстрее, позвольте их музыке поглотить вас и почувствуйте этот бешеный прилив адреналина, храбрости и свободы, наступающих после испуга, который наводит парень с дикими глазами, ножом и приятной улыбкой. Поверьте нам, это особое, незабываемое ощущение».

Acoustic Ladyland приковала к себе внимание публики в этот вечер.  Голосоподобный саксафон группа Pete Warehamа заставлял оглянуться на соседа – не он ли это кричит. Клавишные Tomа Cawley смеялись, как будто зная заранее, что ударные Sebа Rochfordа ошеломят публику грудой звука. А бас Tomа Herbertа иронично поддакивал своей команде, уверенный в том, что слушатели не останутся равнодушными. Так что, живые выступления  Acoustic Ladyland получили уже признание не только от The Guardian, Artrocker и The Fly, но и от московской публики.

День третий

 

     Этот  вечер  был полностью отдан в музыкальные руки гитариста, саксофониста и контрабасиста – мастеров свого дела. Чьи инструменты «владели умами» слушателей на протяжении нескольких часов?

 

       В первом отделении концерта выступил Вик Хяйманс – электрогитарист из Голландии. Его мастерство владения инструментом оценили многие известные композиторы, среди которых Theo Leovendie, Christian Wolf, Arthur Kampela и  Allison Cameron, сочинившие ряд пьес для его электрогитары.

Вик решил общаться с залом напрямую.  Он рассказал, что будут сыграны произведения разных композиторов, эпох и даже континентов. Так оно и было. Но было и еще что-то, что-то загадочное, неуловимое, звучащее водопадом и жужжанием мошкары.

 

      Перед ним пюпитр, в руках гитара с разными примочками и педали, на которых он как будто танцует. Казалось бы, никаких других инструментов кроме гитары нет, а со сцены доносятся то заунывно-протяжные, то ритмичные, как удары барабанов, звуки, а то и вовсе импровизации наподобие саксофона. Именно этому инструменту, «королю джаза» - саксофону, было отдано второе отделение. Для меломанов имя одного из самых известных саксофонистов Дэвида Мюррея не просто имя – это символ. Символ свободной музыки, фри-джаза, символ энергии творчества, импровизации.

 

     В Москве, а в частности в ДОМе, Мюррей выступает уже второй раз. Но в этот раз маэстро захотел сыграть дуэтом именно с российским музыкантом. Организаторы думали-думали и остановили свой выбор на Владимире Волкове. В итоге получился дуэт глубокого, бархатного звука саксофона и безумных, энергичных ритмов контрабаса. Это выступление было необычно еще и тем, что сами музыканты встретились буквально за несколько часов до концерта, попробовав сыграть вместе. И ни организаторы, ни зрители, ни музыканты не знали что из этого выйдет. А получился отличный джемсейшн!

 

       Соло перепархивало с одного инструмента на другой или же оба музыканта старались поймать волну, на которой были бы близки друг другу и слушателям. Здесь было интересно не только слушать – захватывало само зрелище. Мюррей то приседал с саксофоном, то пританцовывал, а мог и вовсе поднять его вверх, при этом выдуть очень низкую ноту и развить из нее удивительной красоты мелодию. Волков же то вставал на цыпочки, пытаясь что-то достать, то отпрыгивал от инструмента, а иногда создавалось впечатление, что он хотел перепрыгнуть контрабас.  Под занавес концерта вышел Вик Хяйманс и музыканты устроили полноценный джемсейшн. Безусловно, каждый из музыкантов был неподражаем, а вместе они разыграли ЗРЕЛИЩЕ. А что народу еще нужно? Хлеб можно было купить в буфете…

День последний

 

       Если  в  предыдущие  дни  выступали  звезды  джаза  из  Европы  и  США, то этот вечер наполнили мелодиями музыканты из Ближнего Зарубежья: стран СНГ и Прибалтики. В первом отделении - классический джазовый состав: Анатолий Вапиров (Болгария) – саксофон, Владимир Тарасов (Литва) – ударные, Владимир Волков (Россия) – контрабас, Юрий Кузнецов (Украина) – фортепиано. Каждый из музыкантов по-своему интересен, и у каждого свой творческий путь.

 

         Анатолий Вапиров начинал играть в 60-е годы в Ленинграде, а сейчас вот уже около десяти лет живет и работает в Болгарии. Анатолий постоянно стремится к поиску новых выразительных средств в джазе, новой тематики, новых форм. Он одним из первых у нас решился на создание монументальных, почти симфонических по своему построению джазовых пьес - в 1977 году появилась его «Славянская мистерия», которая принесла саксофонисту и композитору первую всесоюзную известность. Сочинял джаз для саксофона со струнным квартетом и одним из первых не только в советском, но и в европейском джазе начал строить свои композиции целиком на основе переосмысленного и трансформированного фольклора разных народов.

 

       Владимир Тарасов занимается музыкой более тридцати лет. Первым из русских барабанщиков Тарасов стал выступать с сольными концертами, неизменно восхищая публику своим виртуозным владением ударных инструментов всех видов, размеров и происхождения. Помимо активной деятельности на джазовой ниве - в разные годы он играл с Сергеем Курехиным, Джоном Зорном, Эндрю Сириллом, Анатолием Вапировым, - Тарасов также сотрудничал с симфоническим оркестром Литвы, где живет последние три десятка лет. Тарасов - неутомимый пропагандист нового и фри-джаза, постоянный участник и вдохновитель международных интеркультурных проектов, автор музыки к нескольким кинофильмам и театральным постановкам. Одним словом, Тарасов - это легенда! Владимир Волков закончил консерваторию им. Римского-Корсакова. Работал с Сергеем Курехиным, Игорем Бутманом, Аркадием Шилкопером, Сайньхо Намчилак и другими персонами. 

 

        Юрий  Кузнецов в своих выступлениях смешивает  музыкальные течения и стили, играя традиционный и авангардный джаз, переосмысливает наследие мастеров прошлого, создает электронную и компьютерную музыку. Но он не просто пианист, еще он композитор. Композитор в старом, средневековом смысле слова, когда эта профессия не отделялась от исполнительской. В его арсенале картина «Запах осени», в соавторстве с Алексеем Козловым - музыка к фильму «Грешник», а с Владимиром Чекасиным - к «Такси-блюз», получившему Гран-При Каннского фестиваля.

 В общем и целом, весьма занимательный квартет.

 

     На самом деле, подумалось мне, ведь прозвучит хорошая или очень хорошая музыка, и вот как ее описать? Ведь голоса, даже шепот публики вокруг уже отрывают, прячут частичку музыки, звуки расходятся на чужие уши, доходя до моих уже другими. Музыка стареет в чужих ушах и в моих умирает. Как же описать эту сиюминутную, умирающую и рождающуюся вновь в мелодиях и звуках жизнь? Этому вопросу наверняка посвящены тома мемуаров по истории музыки и жизнеописания мелодий, так что стоит лишь сказать, ловите момент и в нем творчество.

 

       В музыку можно вложить разные смыслы от революционного до библейского.  А группа Pozvakowski, которая выступила во втором отделение, выбрала социальное начало. Коллектив хоть молодой (сформирован в 2000-м году), но затрагивает довольно наболевшие темы. Например, эпоху холодной войны они сопоставляют с агрессивной политикой сегодняшнего дня. Таким образом, упоминая о прошлом, предупреждают нас о будущем: информационных войнах, глобализации, экологических катастрофах и эпидемиях. Неся своей музыкой ту же самую агрессию, разрушая звуками гитары иллюзию покоя и сотрясая стены протестом барабанов, они умудряются транслировать на экраны обучающие фильмы о ядерной безопасности, достижениях советской науки и спорта. Оголяя этим нерв противоречия, пытаются заставить слушателя задуматься, обидеться или безответно уйти. Группа Pozvakowski – яркое пятно в центрально-европейском пост-роке; трио из басиста, барабанщика и гитариста -  один из наиболее перспективных молодых инструментальных коллективов Венгрии. Выступление обеих групп стало достойным завершением фестиваля, обещающем его продолжение в следующем году.

 

 

Саша и Даша Поденок