Огонь без кислорода гибнет

Санек (Алексей Филимонов), молодой парень из Серпухова, однажды приехал в Москву и влюбился в девушку Сашу с огненно-рыжими волосами (Каролина Грушка). Вернувшись домой, он зарубил свою жену лопатой, оправдывая себя тем, что девушка с рыжими волосами в льняном платье и сандалиях на веревочках – кислород, а в его жене кислорода нет. Вот и весь немного шокирующий сюжет нового фильма Ивана Вырыпаева «Кислород», рассказанный нам в первые десять минут фильма.

 

    Все остальное – это смесь разных жанров, стилей и техник. Театр, музыка, документальное кино, литература, хроника, анимация, фотосъемка, компьютерная графика причудливым образом сплелись для воплощения режиссерского замысла. А замысел довольно прост: Вырыпаев задает вечные вопросы и пытается вместе со зрителем найти на них ответы. Такое довольно стандартное содержание облачено в интересную и, главное, новую форму. Да и весь фильм можно назвать экспериментом в области формы, поиском чего-то нового и нестандартного. В итоге получилось своеобразное фьюжн-кино, что сравнимо с глотком свежего воздуха, с глотком кислорода, среди засилья мэйнстрима в современном российском кинематографе.

 
    Вообще, Вырыпаев – режиссер театральный, и в одном из своих интервью он признался, что домом для него является театр. Он привносит сценические «реквизиты» в своих фильмы, чтобы не чувствовать себя в кино как в гостях. Как и на сцене, в  его киноработах нет реальности, вместо нее лишь декорации. Так было и  в «Эйфории», где вместо настоящей деревни – ржаные просторы, чистое голубое небо, тракторы, дома и свежевыстиранное белье. То же самое и в «Кислороде». Кстати, фильм – это экранизация одноименной пьесы, сошедшей со сцены пару лет назад. Но, как и в театре, вместо реальности здесь куча декораций: то Луна с замершим американским флагом, запутанные переулки, среди которых герои не могут догнать друг друга, город Серпухов, конопляное поле, комната Санька с бьющейся посудой, или летающая лопата, превращенная из сельхозинструмента в орудие убийства. Даже документальные кадры взрывов в странах мусульманского мира или взлетевшие в воздух башни-близнецы в Нью-Йорке - все выглядит не по-настоящему.

 
    Но  благодаря   такой   поэтической   неправдоподобности  и   некоторой  сюрреалистичности  происходящего,  в фильме создается совершенно неповторимое настроение сказочности. Способствует этому и многочисленная анимация. Рыжие волосы Грушки неожиданно вспыхивают нарисованным огнем среди черно-белой действительности, который, как известно, без кислорода гибнет.

 

    Главное в фильме, по словам самого Вырыпаева, – это не всевозможные эффекты, главное - текст. Все остальное служит единственной цели – проиллюстрировать его, сделать более интересным и понятным. Сам же текст не что иное, как современная авторская интерпретация Библии. В каждом из 10 клипов Вырыпаев устами двух актеров размышляет об одной из 10 Заповедей, полемизируя и предлагая своей собственный вариант их толкования.

 
    Но с одной из Евангельских мыслей режиссер не спорит, всячески доказывая, что в начале было именно Слово. Правда в его фильме тысячи и тысячи слов. И когда Вырыпаев говорит, что «смысл теряет смысл, если произносишь вслух то, что по-настоящему хочешь рассказать», то он просто противоречит сам себе.  Временами кажется, что весь смысл фильма, и музыка, и взгляды, и чувства героев и правда тонут, теряются в словах, так удивительно похожих на бессвязный поток режиссерского сознания, не оставляющий ни секунды, чтобы сделать выдох и подумать над происходящим. 

 

    Хотя «Кислород»  нужно смотреть на одном дыхании, не прерываясь, не вдумываясь во все те слова, что льются красивыми голосами из колонок. Если прервешься на секунду, сделаешь выдох, то вместе с кислородом улетучится ощущение свежести и легкости, то неповторимое чувство эйфории, ради которого фильм вообще стоит смотреть.

 

    Возможно,  такая  смесь  жанров,  нескончаемый  поток  вырыпаевских мудростей и до безумия красивая картинка на экране служат для привлечения целевой аудитории. Режиссер говорил, что снял экранизацию спектакля, так как видел, что он еще нужен молодежи. Поэтому целевой аудиторией здесь без сомнения является молодое поколение. И чтобы ни говорили умудренные опытом критики, как бы не упрекали фильм, молодежи он нравится, потому что в нем есть практически все, что волнует их: тема любви, темы добра и зла и такой шаткой границы между ними, тема наркотиков, вечные экзистенциальные вопросы о смысле бытия. Весь этот коктейль приправлен легкой красивой музыкой, над созданием которой трудились 10 разных композиторов от Олега Кострова до Тома Йорка. А в кадре молодые, красивые актеры, которым сочувствуешь, сопереживаешь и, может, в чем-то завидуешь. Именно поэтому залы кинотеатров во время вырыпаевской картины заполнены молодыми юношами и девушками, которые все 75 минут фильма неотрывно смотрят на экран и переживают драму героев в своей голове и своем сердце. 

 

 

 

Елена Ищенко