Кино – в будни, джаз – по выходным

Преданной дружбой и тесным слиянием кинематографа с джазом сегодня никого не удивить. На эту тему написаны изумительный справочник на английском языке, а также тысячи, если не миллионы, статей по всему миру на любой вкус и цвет. Джазовые любители из уст в уста передают «среди своих» сакральные названия фильмов о кумирах, изучают фильмографии любимых исполнителей, глубоко и безвозвратно погружаясь в пучины богатой истории мирового кино. Предлагаем вниманию поклонников джазовой музыки пятерку фильмов, названия которых не только перекликаются таинственным образом с названиями известных джазовых мелодий, но и передают тот неповторимый дух, который нас объединяет. 

Предуведомление: концепция данного списка заключается в том, что каждому фильму соответствует один из тяжелых дней рабочей недели. В будни смотрим кино, а по выходным слушаем джаз: вживую на концертах или дома на пластинках – это уже кому как нравится. 

 

 

1. Stormy Monday - Mike Figgis, 1988 

Начнем с понедельника. Известный блюз ‘Call It Stormy Monday’, который кто только не пел, в фильме Фиггиса звучит в исполнении Би Би Кинга. Да, блюз – это не джазовый стандарт, но дело не в этом. Здесь играет Стинг. Да, мы знаем, что Стинг – не джазовый певец. Собираетесь хлопнуть дверью от такого надувательства? «Обещали стандарты, а подсовываете Стинга», - возмущаетесь вы. Не стоит спешить с выводами. Стинг очень убедительно изображает владельца джазового клуба. В одной сцене он даже играет на контрабасе. Действие происходит в Ньюкасле. Верите или нет, по ощущениям от фильма этот Ньюкасл в далекой Северной Ирландии немного напоминает Северную столицу с ее набережными и прохладой. В главных ролях снялись на редкость нежная и ненавязчивая Мелани Гриффит и на редкость романтичный и также ненавязчивый Шон Бин (который до этого просмотра ассоциировался только со своими выразительными отрицательными персонажами). Кроме того, ‘Stormy Monday’ – это еще и напряженный детектив, где помимо польского фри-джаза и приятной любовной истории в наличии злодейский Томми Ли Джонс и увлекательная криминальная интрига.

 

 

2. Days of Wine and Roses - Blake Edwards, 1962

Это очень грустная композиция. Генри Манчини написал ее специально для этого очень грустного фильма. Песня удостоилась «Оскара», но веселее от этого не стала: какие бы жизнерадостные аранжировки ни писали на нее изобретательные музыканты, она по-прежнему остается одной из самых грустных мелодий на свете. Джек Леммон и Ли Ремик в образе супругов-алкоголиков, черно-белая пленка, тревожная неоновая вывеска в финале, лиризм рука об руку с трагизмом, светлая любовь и мрачная безысходность – пронзительный фильм, даже слишком. Равнодушных нет.


 

3. After Hours - Martin Scorsese, 1985

Однажды вечером в кафе после обычного рабочего дня с героем заговорила незнакомка. Тут-то все и началось. Ночь, Манхэттен, невероятные приключения, юмор (подчас совершенно абсурдный), а почти в финале - голос Пегги Ли: все рецепты правильного кино налицо. В саундтреке звучит разнообразная музыка, но это не имеет значения, потому что каждый кадр наполнен «фирменной» атмосферой ночного Нью-Йорка с его разнохарактерными персонажами и самыми нелогичными совпадениями. В общем, как пела Сара Воэн, ‘it’s the same old blues’.



4. Five Miles to Midnight - Anatole Litvak, 1962

Режиссеру Анатолю Литваку, гражданину США родом из Украины, следовало бы вручить спецприз за названия: ‘Blues in the Night’ или ‘The Deep Blue Sea’ – эти фильмы будто специально созданы для нашей колонки. Тем не менее, наш выбор пал на «Пять миль до полуночи». Причины следующие. В первую очередь, фильм интересен своей широкой географией. Судите сами: Софи Лорен - итальянка, Энтони Перкинс - из Нью-Йорка, режиссер, как мы уже сказали, родом из Киева, герой Перкинса летит в Касабланку, а действие всего фильма разворачивается в Париже. Во-вторых, это шестидесятые. В-третьих, происходящее напоминает психологический триллер: уже само по себе наличие в фильме Энтони Перкинса намекает на присутствие, пусть и незримое, маэстро саспенса Хичкока. Что касается джаза, то его флюиды витают повсюду. Драматургия любовного треугольника разворачивается стремительно, как свободная импровизация. А название связано не с одним, а сразу с несколькими стандартами, это своего рода шифр для посвященных: что такое ‘Five’, если не ‘Take Five’ Брубека, ‘Midnight’ – это вам и ‘Midnight Sun’, и ‘Round Midnight’, а ‘Miles’ – ну, тут уж и гадать не приходится, потому что это имя знают все.

  

5. All Night Long - Basil Dearden, 1962

Последний фильм, приходящийся на вечер пятницы – это такой маленький подарок любителям как вышеупомянутого Дэйва Брубека, так и Уильяма Шекспира, который, как несложно предположить, непременно был бы завсегдатаем джазовых баров и заклятым киноманом, живи в наши дни. «Всю ночь напролет» - это вариация на тему «Отелло». Классический сюжет разворачивается в декорациях классического джазового клуба где-то на лондонской окраине. В этом фильме тоже играют на контрабасе, и играет на этот раз сам Чарльз Мингус. Конечно, было бы интереснее, если бы Мингус сыграл самого Отелло, но режиссеру в любом случае виднее. Пока Дездемона поднимается по лестнице, Отелло наигрывает мелодию ‘In a Sentimental Mood’, и с этими благословенными звуками мир преображается. Кстати, ‘All Night Long’ – это не тоскливый блюз, который пела Нэнси Уилсон, а совершенно другая композиция. 



Джазмены могут все. Если им удается оживлять и облагораживать дни и ночи напролет, может быть, они могли бы управлять странами и народами, кто знает. Для начала хорошо бы было, если бы джазовые музыканты (и певицы в том числе) чаще играли драматические роли: тогда, возможно, и мир современного кино был бы несколько иным. 


 

Лидия Панкратова