«Доктор Сон». Сиквел Кубрика. Экранизация Кинга.

    «Доктор сон»

      Стивен Кинг

 

   Режиссер Майк Флэнаган

   Продюсер Джон Берг, Акива     

   Голдсман, Стивен Кинг

   Художник Мехер Ахмад, Патрицио     

   Фаррелл

Новый фильм «Доктор сон» режиссера Майка Флэнагана (Mike Flanagan) основан на развитии сюжета романа Стивена Кинга «Сияние» и является прямым продолжением одноименной картины Стэнли Кубрика.

     В далеком 1980, «Сияние» произвело настоящий фурор в мире хоррора, став образцовым фильмом ужасов, сочетавшим в себе элементы психологического триллера и драмы. Множество ярких сравнений шло в ход, и только фильм «Сияние» был способен выдержать адекватную конкуренцию со стороны его соотечественников по жанру, а также вознести Стивена Кинга в ранг «короля ужасов», раз и навсегда закрепив за ним этот почетный титул. Отрицать новаторство Кубрика в мире кинематографа нет смысла. Безусловно, являясь одной из самых значимых фигур кинематографа XX века, Кубрик неизменно волнует и будоражит зрителя и сегодня. Cпустя почти 40 лет, на экране мы видим новое «Сияние», которое, к сожалению, не смогло полностью удовлетворить поклонников работы 1980 года.

        Интересно, что сам Стивен Кинг считает «Сияние» - наихудшей экранизацией его одноименного романа, вышедшего в 1977 году. Писатель неоднократно признавался, что ненавидит работу Кубрика. И вот, спустя столько лет, король ужаса не только дает право на экранизацию сиквела «Сияния», но и сам выступает продюсером. 

 

        Сюжет ленты выстроен вокруг повзрослевшего Дэнни Торренса, который с помощью своего дара встает на борьбу с сектой «Истинный узел», ведущей охоту на людей со сверхъестественными способностями. Главную роль в «Докторе Сне» исполнил шотландский актер Юэн Макгрегор (Ewan McGregor). Режиссером фильма явился Майк Флэнаган, известный своими экранизациями романов Кинга. По словам режиссера, его картина — попытка объединить роман Кинга и кинематографическую вселенную, созданную Кубриком в 1980 г.

 

     С первых сцен ленты режиссер дословно повторяет знаковые сцены из экранного «Сияния», а потом возвращается к ним с новой силой в самом финале. При этом режиссер пытается увязать сюжет Кубрика с обоими романами Кинга, изменив концовку. В центральной же части Флэнеган адаптирует визуальные приемы Кубрика, играет с поворотами камеры, съемками сверху, «эффектом вертиго», «голландским углом» и множеством других хитростей, которые погружают зрителя в действие подобно первоисточнику. Однако, попытка отдать должное культовому режиссеру обернулась неудачным подражанием, особенно если учесть, насколько визуальная стилистика «Доктора Сна» далека от «Сияния». Эти фрагменты навязчиво пытаются давить на ностальгические чувства, воскресая в памяти бессмертные кадры, ставшие символом и так четко очерчивающие в сознании слова с постера «Сияния»: «Волна ужаса, прокатившаяся по Америке, уже здесь». Однако с общим настроением картины они вяжутся едва ли.

      «Доктор Сон» – безусловное творение Стивина Кинга, но влияние Кубрика настолько велико, что весь финал рассказа происходит в бесовском «Оверлуке» – сцены в гостинице воочию напоминают «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Но все задумки режиссера, увы, отнюдь не потрясают новаторством, а лишь заставляют восхищаться и пересматривать классику. И как бы не восхищала критику работа Юэна Макгрегора, между невероятным талантом Джека Николсона и актерским мастерством Макгрегора – гигантская пропасть. Тоже следует отнести и к остальному актерскому составу. На фоне которого, пожалуй, выделятся лишь Ребекка Фергюсон (Rebecca Ferguson). Однако вновь не в масштабе культового фильма, премьеру которого без преувеличения ждали поклонники ужасов по всему миру.  И если в далеком 1980-м Кубрику удалось  создать целую вселенную, модель мироздания, диктующую нетождественность логики поведения персонажей, но неоставляющей вопросов перед цельностью режиссерской мысли. Флэнегану эта задача  пришлась не под силу – оставляя много сюжетных дыр и разногласий, сценарий фильма попросту расходится по швам, вызывая чувство некой разноголосицы.

 

      Продолжая тему темпа и ритма, отдельно стоит выделить музыкальное сопровождение, без которого любой фильм попросту не сможет существовать. Так, «Сияние» невозможно представить без композиции «Main Title» Уэнди Карлос (Wendy Carlos), в то время как «Доктор Сон» вторит сердцебиению, являющейся главной композицией ленты. Подобный выбор также нельзя назвать уникальным, хоть он и добавляет отчетливое напряжение в просмотр, вновь оставляет ощущения заимствования.

 

      Довольно интересен жанр фильма, заявленный первостепенно как «ужасы». Однако правильнее отнести «Доктор Сон» к жанру триллера, по причине того, что очевидную взаимосвязь с приквелом здесь трудно отследить, отсутствует единая атмосфера и настроение. Его отдаленные элементы можно разглядеть лишь в напряженных кадрах с уже известными пейзажами отеля «Оверлук» и явными отсылками к первоисточнику.

 

      Как итог, усилия Флэнегана абсолютно не оправдались полученным результатом, который так и не стал лучше первоисточника, но  окончательно поставил точку в экранной истории мистического отеля. «Доктор Сон» действительно увлекает и интригует, однако не сможет взбудоражить и потрясти так, как это произошло с «Сиянием». Волна ужаса, прокатившаяся по Америке в далеком 1980-м, увы, разбилась и осталась лишь воспоминанием…

 

Аня Саяпина