Фестиваль современной культуры. ФСК. День первый

В клубе ДОМ есть одно замечательное место. Это, конечно, секрет, но вам, дорогие читатели, я его открою. Дело в том, что когда ты опаздываешь, (а журналисты делают это постоянно) все места в клубе уже заняты. Но это секретное место выручает. Оно находится под потолком, над баром. Это что-то вроде лежанки, но называется по-турецки (сложное слово – не осилила). Удобно устроившись на верху, можно было разглядывать гостей фестиваля, но, увы, стоящая в центре зала колонна позволяет созерцать лишь часть сцены.  Но в этот вечер важно было не видеть, а слышать.

            Итак, начнем репортаж «со взглядом на половину сцены».

Открыл фестиваль питерский проект ФИГС - это Федорова Екатерина, Иванов Алексей, Гудвин Маркус, Судник Николай. Они выступают в таком составе около года, но в Москве их принимают так же тепло, как и в северной столице. Если я возьмусь описывать музыкальную сторону их выступления, углублюсь в термины, доли и прочее, то часть меня не сможет понять. Не буду утомлять вас подробным описанием всех инструментов проекта ФИГС: многочисленные ударные, перкуссии, терменвокс, колокольчики, треугольники, бубны и так далее. Когда музыка не ограничена рамками слов  и строгой мелодией, у человека рождаются необычные образы и ассоциации. Именно так и воспринимаешь часовое выступление группы.

8 утра, воскресенье. Сосед затеял ремонт, методично стучит молотком. Почему-то звенит будильник. На кухне течет кран. Капли громко перестукивают в пустой комнате по грязным кастрюлям. Кто-то упорно протирает стекло пенопластом. Прилетели инопланетяне и стали оживленно беседовать между собой на непонятном языке. А сосед все стучит, стучит…- а как еще можно описать такую музыку, как не ассоциациями?

            Во втором отделение значились мировые звезды, и большинство публики с нетерпением ждало их выступления. Фред Фрит - известнейший нью-йоркский гитарист, друг Джона Зорна, группы The Residents и Брайна Ино. Крис Катлер – мультиинструменталист, изобретатель, аранжировщик и вообще мастер на все руки… Вдвоем они выводят фантастические музыкальные узоры.

 Мелодия перескакивает с грани на грань, задевает тонкие лучи, которые стенают и вибрируют от этого. Музыкантам подвластно управление звуками - они оставляют их в одиночестве, осыпают звездами или же увеличивают до безумных размеров. Думается, что если бы удав Каа был музыкантом, он играл именно такую музыку перед бандерлогами.

Фрит и Катлер изучили свои инструменты дотошно, знают, что с ними делать: можно ли бить по гитаре барабанными палочками, кидать на нее тряпку, капаться внутри инструмента.  Не знаю, откуда берутся эти звуки, их просто не должно быть! Больше часа без перерыва играют музыканты - некоторые гости не выдерживают и уходят.  Но в зале собрались не случайные люди, большинство из них знают практически наизусть дискографию и Фритта, и Катлера. Для них важно видеть каждое движение рук музыкантов. А мне видна лишь часть сцены, зато слышно все!

 

 

Автор: Саша Поденок