На главную

Синематограф

Попс

Джаз и блюз

Танцпол

РуссРок

Тяжеляк

Немейнстрим

Этно

Хип-хоп и R'n'B

Фанк, реггей, ска

Rock

Панк

Art

направления

Live

Релизы

Медиа

Интервью

Мы

Наши друзья

поиск

Синематограф Синематограф
Попс Попс
Джаз и блюз Джаз и блюз
Танцпол Танцпол
РуссРок РуссРок
Тяжеляк Тяжеляк
Немейнстрим Немейнстрим
Этно Этно
Хип-хоп и R'n'B Хип-хоп и R'n'B
Фанк, реггей, ска Фанк, реггей, ска
Rock Rock
Панк Панк
Art Art

Реклама

Главная / Live / Слушай же, Сальери, мою «Зиму священную 1949 года»

26.10.2013

Слушай же, Сальери, мою «Зиму священную 1949 года»

«Композиторы всех стран объединяйтесь! - именно такой слоган закрадывался в сознание зрителей Большого зала Филармонии 18 октября, на первом концерте серии «Классика: перезагрузка».


Для жителей Северной столицы этот концерт, прежде всего - долгожданная премьера симфонии Леонида Десятникова «Зима священная 1949 года». В Петербурге этого события ждали уже практически пятнадцать лет. Первое исполнение симфонии состоялось в рамках программы проекта «Веймар - культурная столица Европы 1999 года» в Большом зале Йенской филармонии под управлением Андрея Борейко. Российская премьера состоялась в Москве, спустя два года. В Петербурге же композитор представил свою симфонию только сейчас.

Впрочем, отдельного упоминания заслуживает и неожиданная программа концерта, заявленная организаторами, как экстравагантный дуэт. В первой части, предвосхищающей премьеру «Зимы священной», слушателей ожидала Первая Симфония норвежского классика конца XIX века Яна Сибелиуса. Рассуждать о различиях симфоний двух разных эпох можно долго. Но в контексте одного концерта композиции звучали весьма гармонично. Стоит, к примеру, сравнить творчество обоих композиторов с Густавом Малером, и всё становится на свои места. Подобно Малеру, Сибелиус выделял симфонию в особую категорию музыкального мышления, основой которого для обоих композиторов были отнюдь не структурные особенности многочастной сонатной формы, а её мировоззренческое содержание. В попытке воссоздания эпохи полувековой давности Десятников ступил на тот же путь. По словам композитора, в партитуре «Зимы» объединились «Фанфары, марши, жизнеутверждающая моторика и лирика «колхозного приволья», пионерские песни и пляски, а также Чайковский, Малер, Стравинский и цитаты из американской минималистической музыки. Вдобавок симфонии объединял исторический замысел: Сибелиус с отголосками борьбы за свободу Финляндии, узурпированной Имперализмом, и повествующий о социалистических ценностях Десятников. Одним словом от ощущения нависшей над Филармонией «мечты Маркса и Энгельса» не удавалось отделаться весь вечер.

Для исполнения романтически-социалистических симфоний был выбран Академический симфонический оркестр Филармонии и хор студентов Санкт-Петербургской консерватории. К тому же, высшее филармоническое начальство благосклонно отнеслось к пожеланию Десятникова пригласить в качестве дирижера Александра Ведерникова. И поступило абсолютно верно, ведь работа как музыкантов, так и маэстро была на должном уровне. Эмоциональная насыщенность исполнения обеих симфоний смогла наилучшим образом донести глубину идейного замысла и демократичность языка произведений. Прекрасно выполненное введение в повествование композиции Сибелиуса с первых нот создали предгрозовое настроение, настраивая слушателей на дальнейшее развитие симфонической драмы. Мелодические линии начала первой части, сливаясь, образовывали могучий звуковой поток. Впрочем, говоря о произведении, следует вспомнить, что симфония писалась Сибелиусом в период большого творческого подъёма. Музыка пронизана оптимизмом, даже в трагичном и монументальном финале звучат нотки счастья, безграничность которого Сибелиус черпает в природе. «Природа - вот победитель, вот вечно живущая душа» - слышится замысел композитора, отдающийся в величие северных скал невероятной высоты, от которой кружится голова..


И наконец, долгожданный пролог «Зимы священной»: солистка по-английски распевает цитату из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Слушай, Сальери, мой…» - вместо моцартовского «Реквиема» следует название симфонии Десятникова. Да и чему удивляться, ведь в творчестве композитора «Зима» несёт функцию доказательства самобытности автора. В главном своем произведении композитор во многом продолжает путь Стравинского, выставляя напоказ все, что стало достоянием культуры того периода. Здесь, следует рассказать, о либретто симфонии, которую Десятников попросту взял из учебника английского языка, найденного на чердаке. Именно такой и представлялась культура советского народа в 1949:

«Hundred of thousand
Of the best workers in the country
Work at Moscow factories»

Две первые части посвящены Москве: тексты о радиаторах центрального отопления, газе и свете (которые от перевода на английский язык становятся еще более идиотскими) возрождают атмосферу творчества «советского» Шостаковича (главная тема «Праздничной увертюры»). Следом за ним возникают цитаты из «Весны священной» Стравинского. И это отнюдь не последняя цитата в симфонии: заканчивая «московские части», Десятников рассказывает слушателю о Пушкине и Чайковском, где использует фразы из «Манфреда». И наконец, окончательно сбивающие с толка – части «Sport» и «Three wishes», напоминающие сборную солянку из композиций американских минималистов, творчество которых, по мнению композитора, «обнаруживает парадоксальное сходство с «советским срезом». Сходство на самом деле прослеживается, достичь поставленной цели композитору удалось, абсолютно нестандартными средствами, которые, впрочем, едва ли помещаются в рамки мировых стандартов симфонических произведений из-за неподобающей игривости.






Просмотров: 8004

Автор: Анна Саяпина 

Другие статьи этого автора

06.07.2016 | Медиа | Статуарная «Травиата» Уилсона

29.11.2015 | Интервью | | Панк-рок коллектив в стиле свинг. Интервью с питерским джаз-бендом Newlux

07.11.2013 | Live | | Танцы минус : «Мы из Ленинграда» - как прежде и навсегда

12.10.2013 | Live | | «We love Rasmus because…»

06.10.2013 | Live | | Лирика о теле и душе от Гоши Куценко: «Сказки и не только...»

14.06.2013 | Медиа | | «Деточки». Взрослое кино про детей

10.05.2013 | Live | | Sunrise Avenue: финский лайв-бэнд в поисках «Американской мечты»

30.04.2013 | Live | | Дельфин: ретроспектива творчества

28.03.2013 | Live | | Onyx : гангста-рэп с Восточного­ побережья

23.02.2013 | Live | | De-Phazz: будущее джаза

Комментарии:

К данной работе пока нет комментариев.

Добавить комментарий

Ваше имя *

Текст *



email

Наверх

Другие новости раздела "Live"


rss канал

RSS канал Новостей

aнонсы

Реклама

Великолепные автомобили Nissan демонстрируют хорошую динамику.

Все материалы, опубликованные на данном сайте, являются объектом авторского права. Их коммерческое использование без согласия авторов запрещено и преследуется по Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах".


Rambler's Top100

Разработка и хостинг: ATLEX.ru

CopyRight © 2006 - 2017 www.jamsession.ru